1 мая в парках культуры и отдыха открылся очередной отдыхательно-развлекательный сезон. Но если детишки идут кататься на аттракционы с радостью, то их родители — с опаской. Они помнят трагедию, случившуюся 11 апреля 2004 г. в Лианозовском парке, когда карусель «Сюрприз» на глазах у десятков посетителей парка неожиданно слетела с поршня и ударилась о землю. 15 человек, в основном молодые люди, получили различные травмы. В каком состоянии сейчас находятся московские качели-карусели, выяснила корреспондент.

С Лианозовского парка я и начала свою экскурсию. Что и говорить, выглядит парк превосходно: дорожки вымощены плиткой, пруды аккуратно одеты в бетон. Чисто, весело, шумно — в общем, атмосфера праздника. О происшедшей трагедии здесь ничто не напоминает — на месте «Сюрприза» стоит совсем другой аттракцион. Кстати, этот парк начал свою активные работу не 1 мая, а гораздо раньше. И, значит, далеко не факт, что инспектора успели провести здесь проверку.

— Все ли ваши аттракционы получили официальное разрешение на работу? — спросила я у служащего.

— Не знаю, — честно ответил он. — Но мне кажется, что наш парк сейчас — самое безопасное увеселительное место в Москве.

Увы, оказалось, что служащий был неправ. Кататься здесь на каруселях и сейчас опасно.

— В этом парке талон допуска не получил ни один аттракцион, — поведал мне зам. начальника инспекции по надзору за аттракционной техникой Мосгостехнадзора Владимир Белецкий. — Получается, что парк не имеет права их эксплуатировать. Сейчас они работают под личную ответственность владельца, в нарушение закона. Но хочу вас заверить: меры к устранению этого принимаются, в том числе и нашей инспекцией.

Как рассказал Владимир Витальевич, определить, допущен ли аттракцион к эксплуатации, очень просто. На одобренных специалистами аттракционах висят таблички, очень похожие на автомобильные номера. На них написано «Мосгостехнадзор», указан 4-значный номер и регион. 77 — значит Москва.

На данный момент такие регистрационные номера и талоны допуска получили 373 столичных аттракциона (всего их в городе 573). Остальные 200 либо были не подготовлены, либо не прошли проверки по техническому состоянию. Кстати, как пообещали мне в Мосгостехнадзоре, с отбракованными аттракционами особо церемониться не будут — демонтируют и пустят в металлолом.

Как выяснилось, не по графику работают и другие столичные парки. Например, в Кузьминках народ вовсю катался на «Веселых горках» на масленицу. А аттракционы на ВВЦ вообще не останавливаются круглый год — желающих развлечься здесь всегда хватает. Правда, ответить, имеется ли разрешение на эксплуатацию аттракционов, служащие не смогли. Да и я сама не углядела никаких опознавательных знаков (может, плохо смотрела?).

Впрочем, за колесо обозрения на ВВЦ беспокоиться не стоит — оно чуть ли не самое молодое в Москве. А вот что касается чертовых колес в парке Горького (работает с 1954 г.) и в Измайловском парке (с 1957 г.), то, как признались специалисты Мосгортехнадзора, они до сих пор не могут понять, за счет чего те крутятся. Ведь эти аттракционы отслужили по 5 сроков!

Как бы нам ни хотелось верить в лучшее, но сейчас московские аттракционы — объект повышенной опасности. Правда, иногда эта опасность исходит от родителей. Например, в парке Горького два автодрома — взрослый и детский. Бывает, что родители хотят прокатить свое чадо в одиночку на взрослом автодроме. Однако делать это категорически нельзя: вдруг ребенок тормознет неправильно, носом ткнется — вот и травма. Раньше операторы брали расписку с родителей, что «в случае чего» они (операторы) ответственности не несут. Но сейчас им запретили и расписки брать (это незаконно), и детей сажать без взрослых. Иначе аттракцион прикроют, а с владельца сдерут штраф.

Еще одна головная боль инспекторов — передвижные аттракционы. Допустим, проходит праздник на территории района, и власти заказывают карусели на несколько дней. Впрочем, иногда карусели прибывают на точку без всякого приглашения — просто «деньгу зашибить». Обычно такие передвижные аттракционы работают в паре с зоопарками. И это, по словам специалистов, вообще абсолютно бесконтрольный бизнес — часто отсутствуют даже документы на сами аттракционы. Если в парках существует внутренний контроль — по крайней мере, известно, кто владеет качелями и каруселями, то «передвижки» запросто могут оказаться ржавым старьем 50-летнего возраста. Их любимые «точки дислокации» — спальные районы. Правда, сейчас передвижные аттракционы тоже включили в работу по регистрации, и специалисты начали уделять им самое пристальное внимание.

А теперь — о последних результатах проверок.

В Бабушкинском, Останкинском, Филевском парках и зоопарке разрешение на работу получили все до единого аттракционы. В парке Горького из 83 «добро» дали 73, в Сокольниках из 52 — 48, в Кузьминках из 9 — 8. В Северном Тушине строгий контроль прошли 18 из 20 аттракционов, в Перовском парке — 8 из 11, а в Измайловском — только 8 из 29.

Внимание: в Лианозовском и Люблинском парках ни один аттракцион не получил разрешения на эксплуатацию. Так что, прежде чем посадить ребенка на ярко раскрашенную карусель, подумайте: стоит ли рисковать его здоровьем, а то и жизнью?

«Труд» №82, 11.05.06

***