Ее можно любить, а можно проклинать, но школьная форма — это неотъемлемая часть детства неисчислимого количества учеников во всем мире. Однако предложение о введении обязательной формы в школах Германии вызвало к жизни яростные дебаты.

Британские школьники давно

привыкли к галстукам и блейзерам

Идею выдвинула министр юстиции страны Бригитте Циприс после того как две мусульманские девочки были исключены из одной из боннских школ за то, что носили бурки. Единая школьная форма для всей страны стала бы «простым решением», которое раз и навсегда предотвратило бы появление подобных проблем и к тому же маскировало бы различия между бедными и богатыми, сказала министр.

Многих немцев, однако, школьная форма непременно наводит на мысли о нацистах и подразделениях «гитлерюгенд».

А что представляет собой школьная форма в других странах мира?

Прусская модель

В Японии мальчики в средних школах носят форму, фасон которой основан на форме прусских солдат XIX века. Она называется «гакуран» и состоит из брюк и темного пиджака, украшенного воротником-стойкой и рядом пуговиц.

А девочки носят платья под названием «матросская фуку», напоминающие форму моряков европейских военно-морских флотов.

В основе платьев японских

школьниц — форма европейских

моряков

При этом, как указывает доктор Кристофер Худ, директор Японского центра в столице Уэльса Кардиффе, ни тот ни другой фасон не имеет ничего общего с милитаристским прошлым самой Японии. Скорее форма напоминает об учреждении в стране формальной образовательной системы в 1870-е годы, когда Япония черпала идеи у Германии, Франции и Британии.

В Японии любят школьную форму, добавляет Худ, и регулярно устраивают показы мод, на которых разные школы демонстрируют собственные инновации в этой сфере. Даже персонажи японских мультиков манга часто одеты в гакуран.

И, как и во многих других странах, здесь существуют жесткие правила ношения формы.

«Есть, например, установленная длина для юбок, — говорит доктор Худ в интервью Би-би-си, — и учитель может подойти к ученице с линейкой и измерить. Хотя, конечно, японские дети, как и любые другие, всегда придумают, как правила обойти».

Вопрос религии

В Европе страной школьной формы традиционно считается Британия.

Поколения родителей торжественно вводили в младшие и средние учебные заведения детей, одетых в сорочки и галстуки, блейзеры и странновато выглядевшие шляпки.

Недавно в ходе одного судебного разбирательства вопрос о школьной форме в стране перешел в совершенно иную плоскость: школьница Шабина Бегум в городе Лутон неподалеку от Лондона отстаивала свое право на ношение джилбаба, традиционного мусульманского наряда.

И хотя высший судебный орган Англии, палата лордов, в конце концов поддержала позицию дирекции школы, мало кто сомневается в том, что проблема соотношения школьной формы и религиозных традиций всплывет в будущем еще не раз.

Шабина Бегум хотела носить

в школу длинный джилбаб

А во Франции тем временем в 2004 году был принят закон, запрещающий ношение мусульманских платков и других «ярко выраженных» религиозных символов в государственных школах. Закон, правда, до сих пор вызывает жаркие дискуссии.

Под одну гребенку?

Во многих африканских странах школьная форма для детей — это предмет гордости, напоминание о колониальном прошлом или о тяжелом финансовом бремени.

Как говорит Сюзан Нкингьянги, работающая в Кении советник ЮНЕСКО (Детского фонда ООН) по образованию, в некоторых африканских странах введение бесплатного начального образования бедные семьи восприняли неоднозначно.

«Идея формы всегда состояла в том, что она позволяет объединить бедных школьников с богатыми, — объясняет она. — Но на самом деле форма стоит денег, которых у некоторых семей попросту нет».

Для некоторых родителей в

Африке школьная форма — это

тяжелое финансовое бремя

У многих детей, добавляет Нкингьянги, всего один комплект формы, а иногда это и вовсе для них единственная одежда. Но к концу учебного года форма нередко становится поношенной, и ее обладатель или обладательница подвергается насмешкам со стороны соучеников.

«Чрезвычайно наивна»

Джозеф Краус, президент профсоюза немецких учителей, назвал министра Бригитте Циприс «чрезвычайно наивной» за то, что она думает, будто школьная форма способна решить проблемы религиозной интеграции и социальной дискриминации в школах. Кроме того, предупредил Краус, что в отношении школьной формы в Германии существует «проблемная традиция».

Представитель министерства юстиции в ответ подчеркнул, что Циприс лишь выступила с предложением, а принимать — или не принимать — соответствующее решение каждая федеральная земля должна самостоятельно.

Но, добавил чиновник, министр имела в виду не форму британского типа, а скорее некую стандартизированную одежду, которая «подчеркивала бы индивидуальность каждой школы».

Между тем в Соединенных Штатах появлению школьной формы предшествовали бурные, а порой и кровавые события, говорит Дэвид Брунсма, профессор социологии университета Миссури-Колумбии.

Здесь форма начала появляться в 1980-е годы, когда ее начали вводить в некоторых городских районах, чтобы, по словам профессора Брунсмы, решить проблему «детей, которые стреляли друг в друга из-за дорогих кроссовок».

Но по-настоящему школьная форма стала в Америке элементом повседневного быта школьников лишь в 1996-м, когда тогдашний президент Билл Клинтон упомянул школьную форму в своем ежегодном обращении к нации, назвав ее одним из способов решения, как он выразился, «проблемы гангстеризма». После этого меньше чем школьная форма введена в каждой четвертой начальной школе в США и, по оценкам профессора Брунсмы, в каждой восьмой средней школе.

«Люди говорили, что она сократит экономическое неравенство и создаст в школе атмосферу, при которой учащиеся почувствуют себя частью чего-то большего, — говорит он. — Однако 10 лет исследований показали, что на самом деле не наблюдается никакой существенной разницы между школьниками, носящими форму, и теми, кто ее не носит».

«На самом деле, — добавляет он, — я обнаружил очень небольшое, но все же заметное ее влияние на академическую успеваемость», — добавляет профессор.

Би-Би-Си

***