Вчера истек срок, в течение которого ОАО «Волготанкер» рассчитывал получить от заинтересованных в работе пароходства компаний предложения по решению проблемы выхода в летнюю навигацию. Просьбу о помощи пароходство распространило в конце апреля 2006 года. Однако, по словам вице-президента ОАО «Волготанкер-АМС» Андрея Клейменова, за это время компания не получила никаких предложений. По мнению аналитиков, предприятия, заинтересованные в сотрудничестве с «Волготанкером», опасаются «идти вразрез с «государственной политикой».

Фото: МИХАИЛ РАЗУВАЕВ

Вчера закончился срок, в течение которого волжское нефтеналивное пароходство ОАО «Волготанкер» надеялось получить предложения от заинтересованных в работе пароходства компаний по действиям в ситуации, связанной с началом навигации 2006 года. В этом году в связи с тем, что размер налоговых претензий к пароходству достиг 3,3 млрд рублей (иски налоговиков сейчас находятся в самарском арбитраже на разных стадиях рассмотрения и обжалуются компанией.– „Ъ“), а все имущество и счета компании арестованы, «Волготанкер» до сих пор не может начать летнюю навигацию.

Решение обратиться к заинтересованным лицам совет директоров (СД) пароходства принял 27 апреля, заслушав отчет управляющей организации «О руководстве обществом в кризисный период и готовности к навигации 2006 года». Тогда на заседании СД было отмечено, что пароходство готово к предстоящей навигации, однако, «учитывая наложенные на общество арбитражными судами и налоговыми органами ограничительные меры, сложную экономическую ситуацию», совет директоров счел целесообразным попросить о помощи в разрешении проблемы по работе в летний период. Отклики компания надеялась получить до 10 мая, однако, по словам вице-президента управляющей компании пароходства ОАО «Волготанкер-АМС» Андрея Клейменова, «никаких предложений не поступило». «В следующий вторник мы соберем совет директоров и будем решать, что делать дальше в этой ситуации»,— заметил господин Клейменов.

По мнению ведущего аналитика Energy Consulting Александра Еркова, «основной задачей данного обращения было привлечение внимания общественности к ситуации, складывающейся вокруг компании. Вряд ли «Волготанкер» действительно рассчитывал на то, что в его адрес посыплется вал предложений, которые он действительно сможет использовать для урегулирования своих проблем». Господин Ерков отметил, что «какое-либо позитивное разрешение сложившейся ситуации возможно лишь при готовности государственных органов пойти навстречу менеджменту компании, а советы сторонних организаций тут не помогут».

Вместе с тем, на вопрос „Ъ“, почему региональные НПЗ проигнорировали просьбу пароходства о помощи, источник „Ъ“ на одном из самарских НПЗ заявил: «В этой ситуации все проблемы кроются в политике властей». Директор юридического департамента Energy Consulting Сергей Алексеев отметил: «По-видимому, некогда принадлежавшее ЮКОСу пароходство «Волготанкер» повторяет печальную судьбу нефтяной компании». «Налоговые претензии к «Волготанкеру» — тем более в навигационный период — можно расценивать как определенное давление на компанию, деятельность которой имеет стратегическое значение для функционирования нефтяной отрасли», — добавил он. По мнению господина Алексеева, «претензии налоговиков и государственные репрессивные меры, очевидно, отпугивают даже заинтересованных в работе пароходства лиц, может быть, и готовых помочь «Волготанкеру», но из политических соображений не желающих идти вразрез с «государственной политикой».

В свою очередь, начальник отдела внешних связей Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущество) Дмитрий Никитенко заявил, что у властей «нет намерений» препятствовать выходу пароходства в летнюю навигацию. «Мы никоим образом не хотим мешать работе компании. Наоборот, мы были бы рады и счастливы, если бы у компании были решены эти проблемы, потому что такая ситуация наносит ущерб интересам государства как акционера «Волготанкера», — заявил он. При этом господин Никитенко добавил: «Вопрос в том, что хозяйствующий субъект должен вести свои дела таким образом, чтобы подобных проблем просто не возникало». По его словам, помощь в решении экономических проблем компании – «прерогатива Минтранса, если бы «Волготанкер» обратился туда, это ведомство наверняка бы откликнулось и помогло в решении проблем, организовало комиссию. Но пока в Минтранс таких предложений не поступало».

По словам аналитика ИК «Антанта-Капитал» Александра Блохина, если пароходство так и не сможет в этом году выйти в навигацию, те нефтедобывающие компании, которые пользовались прежде услугами «Волготанкера», «будут испытывать сложности при доставке грузов конечным потребителям». По мнению господина Блохина, для перевозки части грузов они будут пользоваться услугами других речных перевозчиков, либо перевозить грузы по железной дороге. Он отметил, что «это будет обходиться гораздо дороже, стоимость перевозок для самарских НПЗ возрастет на 15-20% — в зависимости от того, в какую точку России и зарубежья будут направляться грузы».

ЕВГЕНИЯ НИКОЛАЕВА

САМАРА    №82 от 11.05.2006, ЧТ

КОММЕРСАНТЪ — СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ

***