"В шаге от смерти мы видели рай"
Любители порассуждать о внетелесном опыте в предсмертном состоянии, когда они якобы видели белый свет и неожиданно оказывались в другом измерении, должны узнать следующее: согласно последним научным открытиям, это был лишь сон. Это не был тоннель в рай. Речь идет о невозможности отличить реальность от мира снов. К такому заключению пришел профессор Кевин Нельсон, невролог из университета Лексингтона, Кентукки, проводивший исследования в данной области.
Возможно, некоторые известные личности, пережившие состояние клинической смерти (Шэрон Стоун, Дональд Сазерленд, Барт Рейнолдз и Элизабет Тейлор), с этим не согласятся. Они не поддержат выводы профессора Нельсона, который утверждает, что состояние глубокой комы способствует возникновению ощущения пребывания вне собственного тела.
«Ощущение того, что они окружены белым светом, может стать причиной иной деятельности глаза во время REM-сна («быстрого сна»), фазы, когда человек видит сны», – объясняет ученый. Он также подчеркивает, что крайняя мышечная слабость может усиливать у больного ощущение, что он умер, и даже убедить других, что это так и есть на самом деле.
Шэрон Стоун, безусловно, будет возражать. Пять лет назад, почувствовав сильную головную боль, она была помещена в клинику с диагнозом кровоизлияние в мозг. «Именно тогда я пережила свой внетелесный опыт. Я испытала неописуемое ощущение легкости, и я понимала, что близка к смерти, но меня это не пугало. В этом состоянии было что-то прекрасное, я бы сказала величественное. Струился мощный белый свет, и я добровольно согласилась войти в это измерение. Мне навстречу шли некоторые из моих друзей, кто-то со мной разговаривал. И все это происходило очень быстро. Потом, в одно мгновение, я вернулась в мое тело и проснулась. Это действительно было путешествие в потусторонний мир, и я не боялась умереть. Я могу засвидетельствовать, что смерть – это дар».
И Дональд Сазерленд, которому в июле исполнится 71 год, пережил подобный опыт. «Это произошло в конце 70-х годов, когда я участвовал в съемках в Югославии Kelly»s Heroes. Я заболел спинальным менингитом и впал в кому. Во время пребывания в госпитале в определенный миг ушла боль, температура и страх. Я парил над своим телом, окруженный мягким голубым светом. Я начал продвижение по тоннелю, который заканчивался сверкающим белым пространством, и ощущал состояние покоя. Тогда я услышал, как кто-то сказал: «Он умер». Врачи продиктовали телеграмму моей жене: «Не приезжайте, мы сами отправим вам тело». Я предпринял усилия, чтобы вернуться назад, и я проснулся. Врачи были удивлены. Они сказали, что я действительно был мертв, пусть недолго».
Подобное произошло и с Бартом Рейнолдсом, когда он снимался в City Heat с Клином Иствудом в начале 80-х. По сценарию, его должны были ударить стулом. «Это должен был быть стул из бальзы, очень легкий. Однако почему-то я получил удар по голове металлическим стулом. Тогда я испытал самую сильную боль. Я начал принимать обезболивающие и снотворные, пока не обрел зависимость от этих лекарств. Я понял, что должен остановиться. Но вместо того, чтобы медленно уменьшать дозы, я резко прекратил прием лекарств и впал в глубокую кому. В госпитале я пережил внетелесный опыт: я парил в воздухе и видел свое тело сверху. Я слышал, как врачи сказали: «Мы его теряем». Но я не умер».
Самая знаменитая актриса, которая пережила внетелесное состояние, конечно же, Элизабет Тейлор. Это произошло в 50-е годы, во время операции по поводу осложнения после воспаления легких. «Во время операции я пережила клиническую смерть. Я видела белый и сверкающий свет в конце длинного тоннеля. Я удивилась, увидев своего мужа Майка Тодда, погибшего за несколько лет до этого в результате авиакатастрофы. Я бежала ему навстречу и обнимала его, говоря: «О, Майк, ты там, где и я хочу быть». На это Майк ответил: «Нет, детка, ты должна вернуться». Сила и любовь Майка вернули меня назад. Когда я очнулась, мне сказали, что в течение пяти минут я была в состоянии клинической смерти».
Сегодня у Лиз Тейлор, которой исполнилось 74 года, серьезные проблемы со здоровьем. В последние дни друзья сообщили, что она борется за жизнь. Но она спокойна. «Я не боюсь смерти, – говорит она. – Я уже познала смерть».
*