Имя Михаила Калашникова, конструктора самого популярного в мире стрелкового оружия, может стать названием модели Lada. “АвтоВАЗ” объявил, что ведет разработку военного внедорожника, а гендиректор “Рособоронэкспорта” Сергей Чемезов пообещал назвать его “Калашников”.

“АвтоВАЗ” в 2005 г. выпустил 721 492 автомобиля. Выручка по РСБУ в 2005 г. составила 132,5 млрд руб., чистая прибыль – 1,4 млрд руб. 64% акций завода принадлежат его же “дочкам”. С 21 декабря 2005 г. предприятие перешло под управление ФГУП “Рособоронэкспорт”.

“Увидите, «АвтоВАЗ» вскоре сделает бронированную «копейку» с прибором ночного видения”, — пошутил, комментируя приход на “АвтоВАЗ” новой команды управленцев из “Рособоронэкспорта”, источник “Ведомостей”, близкий к Кремлю. И вот накануне праздников гендиректор “Рособоронэкспорта” Сергей Чемезов, торжественно вручая автомобиль “Нива” легендарному оружейнику Михаилу Калашникову, заявил, что “АвтоВАЗ” может начать выпуск военных внедорожников. “Военные автомобили “АвтоВАЗ”, к сожалению, пока не выпускает. Наверное, мы [“Рособоронэкспорт” и “АвтоВАЗ”] совместно поработаем с конструкторами и производителями и создадим военный джип для нашего Министерства обороны и силовых структур других стран. Тогда мы назовем его “Калашников”, — цитирует заявление Чемезова “Интерфакс”. А гендиректор “АвтоВАЗа” Игорь Есиповский рассказал “Ведомостям”, что проработки отдельных узлов и агрегатов для этого автомобиля уже ведутся. От комментариев представители “Рособоронэкспорта” и “АвтоВАЗа” воздержались. А сотрудник одной из автомобильных компаний указал, что разработка военного внедорожника — не самая дешевая затея: на это может понадобиться $150-200 млн.

Под брендом “Калашников” уже выпускаются товары широкого потребления. В 2003 г. изобретатель АК-47 заключил контракт с немецкой фирмой MMI об использовании его имени как торговой марки. Существуют зонты, ножи, швейцарские часы Кalashnikov, а в 2004 г. в Санкт-Петербурге начался розлив водки Кalashnikov для Великобритании. Очевидно, “АвтоВАЗу” придется заплатить за использование этого бренда, но сколько это будет стоить, эксперты оценить не берутся. “Бренд классный и самый знаменитый из российских”, — считает креативный директор агентства “РАВИ — Видео Интернешнл” Иван Чимбуров и напоминает, что “Калашников” ассоциируется с лучшим российским качеством: к примеру, Kalashnikov по созвучности фамилий называли российского теннисиста Евгения Кафельникова, а баскетболист Андрей Кириленко получил прозвище АК-47- по инициалам и номеру 47 в составе клуба NBA “Юта Джаз”.

Внедорожник “Калашников” от “АвтоВАЗа” мог бы пользоваться спросом не только в армии, особенно если его продажи сопровождать рекламной кампанией “Купи джип «Калашников», получи автомат в подарок”, шутит аналитик “Уралсиба” Вячеслав Смольянинов. Он напоминает, что Hummer неплохо продается в России. Его разработали в компании American Motors (ныне — часть General Motors) в конце 1980-х гг. для нужд армии США, а после широко освещавшейся по телевидению антииракской операции 1991 г. “Буря в пустыне” он стал так популярен, что GM стала выпускать гражданскую версию. В 2000 г. появился Hummer2, а недавно — и “маленький” Hummer3. В прошлом году продажи Hummer в России удвоились и достигли 157 шт. (H2 стоит от $87 500, H3 — от $49 000).

“Хоть Калашников, хоть Покрышкин, хоть Кожедуб — никакой бренд не поможет, пока наш автопром не научится делать качественные автомобили”, — замечает президент Российской ассоциации дилеров Олег Наумов. Если внедорожник у “АвтоВАЗа” будет так же прост и надежен, как и автомат Калашникова, то его ждет успех, смеется руководитель направления отечественных автомобилей компании “Автомир” Игорь Короливец, а внедорожник для армии можно выпускать без названия и незачем тратиться на бренд. “УАЗы” раньше называли “козлами”, но эту машину покупали, потому что только она была удобна для езды по российскому бездорожью“, — соглашается Чимбуров.

У “АвтоВАЗа” есть более насущные проблемы. “Чтобы не потерять рынок, надо делать машины массового спроса, а не отвлекаться на военные внедорожники”, — считает аналитик “Метрополя” Александр Жуков.

В “Северсталь-Авто”, которой принадлежит УАЗ, главный поставщик внедорожников для армии, не опасаются конкуренции. “Для армии ключевым является соотношение цены и качества автомобиля. Поэтому «УАЗу» вряд ли можно создать конкурентные аналоги”, — говорит представитель “Северсталь-Авто”. Годовой госзаказ составляет 1200-1300 УАЗ-3151, цену поставок государству УАЗ не раскрывает. Гражданский аналог “козлов” UAZ Hunter стоит $7000-8000, но на него ставятся другие мосты и в нем более комфортабельный салон.

Юлия Федоринова

Глеб Столяров

Ведомости

10.05.2006, №82 (1609)

Ведомости

*