В столице Германии открылся новый кинотеатр, где фильм можно не только посмотреть, но и понюхать. Но этим не ограничивается концепция приближенности к реальности восприятия кинолент. Изобретатели сенсорных кресел, которыми оборудован один из берлинских кинотеатров, предлагают зрителям воистину чувственное восприятие кино.

Публике, побывавшей на премьере, понравилось смотреть на нежащихся на льдинах тюленей, ощущая при этом поднимающийся из подлокотников в воздух рыбный дух. А когда массивные животные соскальзывают со льдин в воду, кресла начинают покачиваться, и у сидящего возникает ощущение, что он сам сидит на качающейся льдине. Из распылителей, вмонтированных в спинки стоящих впереди кресел, в это время летят мелкие брызги воды.

Мир «многомерного» кино

В этом кинотеатре демонстрируют поистине многомерные фильмы: они не только объемны, но и вызывают работу всех органов чувств. Посвящены же киноленты глубинам океанов и тропическим лесам. Когда в джунглях с ветки на ветку прыгают обезьяны, а змея начинает шипеть будто на расстоянии вытянутой руки, и к тому же из подлокотников доносится приторно сладкий цветочный запах, то непроизвольно возникает эффект присутствия.

Правда, не всегда понятно, почему, например, режиссер сопровождает белых медведей ментоловым ароматом, а сцену с акулой ванильным запахом. «Манипулировать психикой зрителей с помощью запахов — не простая задача», — признает Бернхард Шторц (Bernhard Storz), который представляет фирму, снабжающую кинопрокатчиков тысячами всевозможных запахов.

«Мы уже разучились разумно определять, какой запах чему соответствует, говорит Шторц. — Если вы слышите какой-то запах, то, как правило, не знаете, что это такое. Фрукты например трудно определить по запаху, если нет соответствующей картинки. В этом и состоит искусство сопроводить картинку правильным ассоциативным запахом».

На вкус и цвет…

Попытка усилить воздействие кадров с помощью запаха в прямом смысле слова дух захватывает. Коммерческая же проблема состоит в том, что ассоциации, связанные с запахами, весьма и весьма индивидуальны. Запах мокрого после дождя асфальта, например, у одних вызывает приятные детские воспоминания, а у других не ассоциируется вообще ни с чем.

Или аромат сандалового дерева. Один вспоминает ароматический вечер где-нибудь на берегу тропического моря, у другого начинает болеть голдова. Вибрация кресел тоже пока еще достаточно резковата. Когда акула на экране разрывают свою добычу на части, то кресла прямо таки перетряхивают зрителей. Разработали их, кстати, в австрийской компании «Прайм Сайм Технолоджис», сотрудники которой считают пятимерные кинотеатры первым шагом на пути к совершенно новому восприятию кино.

Главное — эффект

Конечно речь идет и о том, чтобы побольше публики завлечь в кинотеатры объемного изображения. В Австрии успех налицо. Но то, что вскоре очередной голливудский блокбастер будет сопровождаться вибрацией кресел или «ароматом» подмышек Джорджа Клуни, маловероятно.

Австрийские разработчики делают ставку исключительно на фильмы с объемным изображением: «Голливудские киноленты живут содержанием игрой актеров. Сюжетом. Для нас же главное — это эффекты. Нам не нужен Шварценеггер или Брюс Виллис, мы передаем «экшн» в виде ощущений».

Ольга Карина

Об этом сообщает сайт Deutsche Welle 08.05.2006

***