Вчера в Армению начали доставлять тела погибших пассажиров злосчастного рейса Ереван-Сочи. А их родственники и члены правительственной комиссии вышли в море, чтобы спустить на воду венки в память о жертвах трагедии.

Прошедшие сутки в районе катастрофы самолета А-320 «Армянских авиалиний» продолжалась поисковая операция, в которой принимали участие почти 700 специалистов. По уточненным данным, на борту аэробуса находились 113 человек. Останки 53 уже найдены, тела 20 человек опознаны.

Все, кто летел из Еревана в Сочи рейсом номер 967, погибли. Однако список жертв мог бы быть длиннее. На сегодняшний день точно известно, что как минимум еще трое должны были оказаться в числе пассажиров. О них теперь говорят — «опоздали на тот свет».

25-летний Георгий Акопян — гражданин Грузии. 45-летний Гагик Саакян — гражданин Армении. Друг с другом они ранее были не знакомы. Оба приехали в аэропорт Звартноц, как и положено, заранее. Стали в очередь на визовый контроль. Все шло нормально. Но когда пришел черед Акопяна, у него возникла проблема. Как рассказал «Труду» эксперт службы контроля виз авиакомпании «Армавиа», сотрудник аэропорта обратил внимание на то, что в документах Акопяна было несоответствие маршрута следования. Приглашение — в Москву, а собирался лететь в Сочи. Эксперт долго изучал паспорт подданного Грузии. И в конце концов принял решение: этот гражданин лететь не может. Когда урегулирует это несоответствие маршрута — тогда и полетит. И сняли с рейса.

Знал бы в тот момент Георгий Акопян, что представитель визовой службы в тот момент подарил ему жизнь! Но отлученный от полета тогда только ворчал, проклиная чиновников.

Гагика Саакяна остановили у стойки за другое. Сотрудник визовой службы заинтересовался его паспортом. Документ был, как говорится, еще тот. Во-первых, сильно потрепан. Во-вторых, разрешительная запись на путешествие за границу была, как показалось, какой-то странной.

Заподозрив чуть ли не подделку, сотрудник авиакомпании решительно отказал в проходе на самолет и Саакяну. Тот тоже долго костерил «эти бюрократические порядки», но делать нечего — подчинился. Лайнер взмыл в небо без него. Позже, когда Гагик узнал о трагедии, он не поверил своим ушам. И с сердечной благодарностью вспомнил того самого «обюрократившегося» контролера виз из аэропорта.

И наконец есть еще один счастливчик, который должен был лететь на том самолете. Это — депутат Национального собрания Армении Ашот Агабабян. Корреспондент «Труда» застал его уже в Сочи — он прилетел туда на следующий день на опознание близких, оказавшихся в злополучном лайнере.

Вот что рассказал депутат: «Я действительно должен был лететь тем рейсом. Но накануне председатель нашей фракции подошел ко мне и сказал: «Сегодня мы будем обсуждать очень важный вопрос — тебе лучше остаться и присутствовать при его обсуждении». И я остался. На следующий день рано утром я узнал про авиакатастрофу. Тем рейсом летели мои друзья — Альберт Азарян, Бениамин Хачатрян, Атом Костанян и Славик Яралов с женой. Я быстро собрался и помчался в аэропорт. Вскоре уже был в Сочи. Впереди у меня очень трудные моменты: опознание, похороны друзей… Словом, это испытание придется выдержать. А еще я благодарен вашему президенту Владимиру Путину за то, что он объявил траур и в России. Действительно, это трагедия сразу для двух народов».

На момент подписания номера в печать из Сочинского морского порта на место падения подошли 18 судов и 11 катеров. По словам оперативного дежурного Главного управления по делам гражданской обороны и ЧС Краснодарского края Олега Архипова, там непрерывно несут дежурство спасательное судно «Ахилл» и буксир-спасатель «Капитан Беклемешев». Как отметил заместитель директора Департамента оперативного управления МЧС РФ Андрей Легошин, работы в районе ведутся по двум направлениям. Спасатели обследуют зоны маслянистых пятен, образовавшихся на месте катастрофы, и продолжают собирать обломки лайнера. Море спокойное, но выполнение этих задач затруднено из-за больших глубин — некоторые части аэробуса лежат на глубине до 500 метров. Поэтому из Москвы прислали самолет-амфибию МЧС Бе-200 со спецоборудованием для проведения глубоководных работ. Доставлены в том числе мощный гидролокатор С-1000 и телеуправляемый аппарат «Гном».

В пресс-службе МЧС корреспонденту «Труда» рассказали, что «Гном» — уникальная российская разработка, не имеющая аналогов в мире. В этом аппарате использованы самые современные компьютерные технологии. Он весит всего 2 кг и имеет размер 2-литровой пластмассовой бутылки. Управляется при помощи обыкновенного джойстика или пульта от игровой телеприставки. С его помощью можно проводить дистанционные подводные видеосъемки в местах, недоступных для водолазов. Но беда в том, что максимальная глубина погружения «Гнома» всего 150 метров. Вряд ли он пригодится в нынешних условиях. Похоже, прошлогодняя история с попавшим в аварию у Камчатки батискафом мало чему нас научила. Лишившийся почти всех спасательных средств Военно-морской флот тогда вынужден был прибегнуть к помощи иностранцев. Представитель ВМФ и сообщил нам, что несколько месяцев назад началось строительство современного океанского спасателя «Игорь Белоусов», но в строй он вступит лишь через четыре года. Пока участники операции больше надеются на авиацию: вертолеты МЧС Ка-32 и Ми-8 периодически обследуют район с воздуха. И как в прошлом году на Камчатке — на помощь иностранцев.

К российским спасателям присоединились специалисты французской компании «Эрбас», выпускающей аэробусы А-320. Их катер также находится в районе катастрофы. Установленные на нем приборы могут на большой глубине засечь радиосигналы, которые передают «черные ящики».

Обнаружить «ящики» для спасателей крайне важно. Причины падения А-320 по-прежнему неясны. Выдвигаются десятки версий — от ошибки пилотов до плохих погодных условий. Генпрокуратуре, которая взяла на себя расследование трагедии, придется рассматривать каждую из них, исследовать вещественные доказательства. Задача не из легких — ведь только фрагментов фюзеляжа уже собрано 15 кубических метров. А еще есть выловленный из воды багаж, части тел погибших.

ИЗ ДОСЬЕ «ТРУДА»

В нашей стране немало людей, отмечающих трагические дни авиакатастроф как свои вторые дни рождения. Опоздав на гибельные рейсы, они спасли собственные жизни. Так произошло с шестью пассажирами рейса Москва — Сочи авиакомпании «Сибирь». В августе 2004 года самолет, на посадку в который они не успели, был подорван в воздухе чеченской террористкой. Естественно, следователи заподозрили в них пособников преступницы. Однако проверка показала, что это не так. Кому-то помешали знаменитые московские дорожные пробки, кому-то — житейские дела. Но вот повод поставить в церкви свечку появился у каждого.

Среди такого рода счастливчиков особенно много спортсменов. Что и понятно: соревнования — это сплошные перелеты. Самый известный «везунчик» — знаменитый советский хоккеист и футболист Всеволод Бобров, игравший за гремевшую на всю страну и опекаемую всесильным Василием Сталиным команду ВВС МВО. 7 января 1950 года Боброва, как казалось, подвел будильник. Он опоздал на самолет, которым его команда отправлялась на очередной матч в Свердловск. Из-за ошибки пилота самолет разбился, погибли 19 человек. А чудом уцелевший Всеволод Михайлович еще три десятка лет верой и правдой служил нашему спорту.

Дважды родившимся считал себя и многократный олимпийский чемпион, чемпион мира и Европы по водному поло Алексей Баркалов. В мае 1972 года его команда возвращалась с турнира в Италии через Москву в Харьков. Внезапное ухудшение здоровья отца вынудило спортсмена вылететь на сутки раньше. А на другой день все его товарищи в числе 116 пассажиров разбились на самолете Ан-10А.

Подобная история случилась с прославленным советским футболистом Олегом Базилевичем. В 1979 году он тренировал ташкентский «Пахтакор». 11 августа в районе Харькова из-за ошибочных действий диспетчеров самолет Ту-154 с «Пахтакором» на борту столкнулся в воздухе с другим лайнером. Не выжил никто. Но Базилевича там не оказалось. По семейным обстоятельствам он вылетел из Ташкента на сутки раньше своих подопечных…

«Труд» № 80 за 05.05.2006

***