На тренировочной базе футбольного клуба «Крылья Советов» состоялась традиционная предматчевая пресс-конференция. На вопросы журналистов ответили главный тренер команды Гаджи Гаджиев и полузащитник Давид Муджири. Главная тема беседы – подготовка команды к ближайшему поединку чемпионата страны. Завтра, 6 мая «Крылья» на «Металлурге» будут принимать одного из лидеров – «Томь».

Стенограмма традиционной предматчевой пресс-конференции с участием Гаджи Гаджиева и Давида Муджири.

Гаджи Гаджиев: Любая игра вызывает как позитивные, так и негативные эмоции, например, у «Динамо» выиграли, но были определенные игровые проблемы во втором тайме, тоже были замечания, обсуждения. Но когда проигрываешь игру, негативных эмоций больше, и важно правильно сориентироваться, разобраться, в чем истинная причина, что не всегда бывает сделать просто. Со сторон если смотреть, не заглядывая, что происходит внутри, кстати, таким образом и смотрят любители футбола – чаще, специалисты – реже, но все равно случается и среди нас такое, когда смотрим через замочную скважину и хотим разглядеть слона, видим хобот, и пытаемся судить обо всем остальном. Иногда бывает наоборот: внутри находишься, и уже примелькались недостатки, проблемы уже и не замечаешь. Поэтому лучше отстраниться и посмотреть со стороны, в чем главные причины. Для того, чтобы было понятно, о чем я говорю, приведу пример с Лагиевкой. Он наделал в этой игре столько ошибок, сколько не наделал за весь этот год. В чем причина? Не готов физически, тактически, эмоционально или это случайность, что в игре бывает. Случайность отпадает, потому что там есть ряд таких действий, которые случайными не назовешь – зависящих только от него, не в силу сложившихся обстоятельств, а в силу его неверных действий. Но он высказался на страницах прессы, я с ним разговаривал, он считает, что он очень хотел сыграть хорошо, настолько очень, что не смог справиться с эмоциями, так бывает, чаще на другом, более низком уровне, но случается и на таком уровне, с игроками такого уровня.

Все это важно для чего? Для того, чтобы правильно строить процесс подготовки, а процесс подготовки там все — там и психологические аспекты, и тренировки. Они идут нераздельно, не может быть такой тренировки, чтобы тренировали тело, но не тренировали голову, такого быть не должно, такого и не было. Конечно же огорчительно, что у нас такие случаи возникают, работаем уже 3-4 месяца, и как-то я упустил из виду это обстоятельство. Я должен был учесть, Лагиевку в принципе уже неплохо знаю и по его эмоциональным суждениям, и некоторым эмоциональным действиям в игре, это как один из примеров, он наиболее яркий и типичный, поэтому его и привожу. Мне конечно надо было с ним поработать до игры, если бы я сделал это, тогда бы он и выглядел по другому, я в этом не сомневаюсь.

Начало игры, вы помните, сложилось для нас удачно, минут 12 всего уже прошло, а там был уже момент у Медведева после углового, на дальней штанге оказался один, пробил выше перекладины, с близкого расстояния бил Топич, с 13-14 метров тоже без сопротивления бил Булыга, ситуации возникали неплохие, Виноградов не смог обработать мяч в шести-семи метрах, изначально все складывалось неплохо…

Я могу сказать, что нам не удается, это не в первый раз, относительно стабильно провести весь матч. Я понимаю, что соперник тоже активизируется в определенные моменты, он тоже предпринимает какие-то усилия, чтобы выровнять игру, найти свою контригру. Понятно, что мы не имеем значительного превосходства в классе, а может, вообще не имеем, это все понятно. Хотелось бы, чтобы разрывы между одной частью и другой частью игровой, не были столь существенными. Чтобы не было таких перепадов в качестве игры, которые все-таки, я считаю, на данный момент у нас имеются. В одной игре мы можем провести отрезок в 15 минут гораздо лучше чем отрезок в другие 15 минут. Этот момент не столько физический, потому что физическое состояние у игроков хорошее, я задавал им еще и этот вопрос, и большая часть игроков считает, что физическое состояние у них лучше чем в прошлом году, и это не зависит от того, в какой команде они были. Если физическое состояние нормальное, то это либо проблема в недостаточной надежности коллективных действий, либо проблема в характере, нужно терпеть когда соперник активизируется, когда уже очень тяжело не терять концентрации, играть надежно, аккуратно, собранно. И тем более нельзя элементарные требования игры и элементарные договоренности на установке нарушать, что у нас иногда происходит.

Вторую половину, вроде бы, и поактивнее провели, и вроде бы чаще владели мячом, больше атаковали, но на самом деле сыграли качественно ниже. Почему? Потому что игра — она же штука простая, если мяч у тебя, ты должен создать остроту у ворот соперника и забить гол, если не создашь остроту у ворот соперника – то с центра поля, в принципе, ты не забьешь, это дело случая. Значит надо создать выгодную ситуацию, в этом проблема.

Значит, задача нашей игры — когда мы владеем мячом, создавать такие моменты, когда мячом владеет соперник, не дать им создать моменты у наших ворот. Две такие задачи. Мы не выполнили ни ту, ни другую во втором тайме. Если в первом там возникли такие ситуации, когда Лагиевка замешкался с мячом, не выбил его, во втором случае, но там трудно сказать, что это момент, он там просто удачно попал головой, на самом деле реальный момент был один, я не помню больше. Зато во втором тайме, хотя мы владели инициативой, они создали кучу моментов, могли забить еще, а мы фактически имели полтора момента – Медведеву не надо было играть рукой, он находился в чистой голевой ситуации, не распорядился мячом, ну и еще пробил низом так, ну а так, в принципе, несмотря на то, что имели достаточное количество атак, реальных угроз не создали. Поэтому я конечно второй тайм оцениваю как более низкий по качеству. Понятно что каким-то образом повлияли и замены. Впереди нам было сложнее без Топича, он футболист, который в состоянии обыграть соперника, в состоянии убежать от обороны любой команды Премьер-лиги, жаль что у него не получается с реализацией, он нервничает, я его не критикую в такой ситуации, в этом случае этого делать нельзя, наоборот надо поддерживать игрока, надо чтобы он был уверен в том, что он сможет играть лучше, реализовывать голевые ситуации. В этой игре, в принципе одну-вторую острую передачу делал он, пока играл, бил по воротам с 12 метров. Возможно, надо было поставить Шевченко вместо него, он неплохо выглядит. Были две мысли — это мысль поставить Шевченко вместо Топича, вторая мысль – перевести в середину Медведева с правого фланга атаки, и на фланг поставить Канчельскиса. Выбрал второй вариант. Сложно сказать, насколько это оправданно, насколько это сильнее чем первый вариант, может они равноценны, сейчас оценить это невозможно. Потому что Медведев сыграл неплохо, нельзя сказать что очень сильно, но в целом он угрожал воротам соперника. Перестановки Ангбвы слева направо… но он в принципе, вы знаете, что он правый защитник, играл он слева. Неплохой матч провел здесь с «Динамо» в позиции левого защитника, мы его готовили на эту позицию, тогда когда у нас были проблемы с Дохояном. Вообще в команде принято на разные позиции заблаговременно готовить разных футболистов, так как мы уже пережили такие моменты, когда не знали, кого куда поставить, на всякий случай мы заранее готовим игроков. Это им помогает для совершенствования своего мастерства, если он лучше начинает владеть левой ногой, то потом, оказавшись в своей позиции – правой, то это ему тоже подспорье, повышает его индивидуальное мастерство, повышает его возможности в игре.

Этот матч оказался не очень удачным для Ангбвы, здесь мне кажется обратный пример, если Лагиевка переволновался, то Ангбва недооценил соперника, это было заметно по нескольким действиям в игре. Всегда сразу так: цепочка вспоминается, вспоминаешь как готовился игрок, как вел себя, и находишь такие факты, которые если свяжешь друг с другом, то они могут составить того самого слона, о котором говорил Достоевский. Здесь тоже кажется, что я недоработал в процессе подготовки, мне с ним также надо было хотя бы пять минут переговорить, и съакцентировать его внимание на том, что не надо смотреть на турнирную таблицу, где находится соперник. Для команды такие мысли звучали, но всегда лучше пять минут поговорить индивидуально, чем десять на общем собрании.

Жалко конечно, что Бобер получил травму большого пальца на правой ноге, до сих пор он не готовится. Мне кажется, что несколько сильнее мог сыграть Булыга, несколько эпизодов провел неплохо, но в целом он во время подготовки выглядел намного лучше.

Сейчас у нас прошел практически цикл подготовительный, завтра будет предыгровая разминка-тренировка, а в целом вся работа по подготовке к игре завершена. К игре готовится большая часть игроков. Сквернюк, Гаджиев, Васильев, Темиле – из болевших все поправились. Кто-то раньше начал тренироваться – Темиле, у него большая вероятность попадания в список. Чуть позже начал тренироваться Васильев, тоже, так, подходит потихоньку. А Сквернюк и Гаджиев, у них только по одной тренировке, поэтому скорее всего они сыграют за дубль, если врач разрешит сыграть на синтетике. Я за то, чтобы они сыграли небольшой отрезок времени, это будет им на пользу. Васильеву играть нельзя, но он может появиться в числе восемнадцати. Бранко переболел, он сегодня тренеровался первый день, завтра еще потренируется.

Томь играет неплохо в этом году, хорошо играет. Главное достоинство этой команды — это ровный состав, хороший уровень физической подготовленности, и игра на пределе своих возможностей. Есть футболисты, которые неплохо ориентируются на поле, хорошо ведут игру, есть и те, кто играет агрессивно впереди. То есть такая команда… достаточно добротная. Матч будет сложным, но думаю, мы к нему готовы.

– Почему уже не в первый раз выпадает Виноградов? Как вы очениваете игру полузащиты с точки зрения конструктивных действий? Почему Муджири не вышел раньше?

– Виноградов… то, что происходило с Виноградовым в игре – это происходило со всей командой. В первой контратаке он принимал участие, сыграл неплохо, виноват, что не принял мяч в штрафной, но прием – проблема не только у него, проблема у многих футболистов. К Виноградову у меня замечания по большей части со «смелостью», с решительностью действий в единоборствах. Я его не назвал не потому, что Булыга выглядел хуже, чем Виноградов, думаю и его можно было назвать. Я просто исхожу из того, что я вижу на тренировках, вот например Булыга на тренировке и в игре – слишком большая разница, на тренировках играет так, что думаешь, почему этот футболист, не играет за какой-то хороший клуб. Во время игры так, как мы его выпустили с «Сатурном» в прошлом году, он тоже провел блестящий матч, забил в концовке, подтверждает. А потом попадается такая игра, когда можно поставить вопрос, как этот футболист попал в «Крылья», я ему это тоже говорил, слишком большие перепады у игрока, поэтому я о нем и сказал. Виноградов в этом году тоже играет нестабильно, начал сезон неплохо, с «Динамо» отыграл хороший матч. Это такая ситуация, которая характерна не для одного футболиста, не для двух, а для команды. Для команды, я тоже отмечал, что мы играем не стабильно, неровно, но, возможно, это проблема психики, возможно, это проблемы недостаточно надежной командной игры. Если это проблемы недостаточно надежной командной игры, что связано с теми условиями, в которых проходила подготовка, январь, февраль – проблем нет никаких, тренировались в нормальных условиях, то март-апрель – там этого сказать нельзя. Сейчас ситуация меняется, мы тренируемся на поле, не очень хорошем, но оно под боком, трава растет. То есть, если проблема в коллективных действиях, то это легче поправить, чем психику отдельных игроков, это сложнее сделать.

Средняя линия, что средняя линия, средняя линия была в составе Шоавы, Виноградова и Ковбы, три человека, мы играли в три форварда – Булыга, Топич и Медведев. Муджири не поставил, потому что там плохое поле, это не по степени значимости первое, потому что не играет 90 минут, так как играет, допустим, 45 минут, и потому что в подготовке к этой конкретной игре была пауза, он не все тренировочные занятия провел. Я думаю, что если ставить Муджири, нам надо играть или в два опорных, он впереди, или так называемый диамант – четыре человека, он впереди и два форварда. В том варианте, как мы вышли: Шоава опорный, слева он него Виноградов, справа Ковба. В этой ситуации мы должы были бы снять кого-то из фланговых игроков, или Медведева или Булыгу и поставить Муджири. В принципе я планировал начать с тремя нападающими, потом перейти на два нападающих и поставить Муджири под двумя нападающими, что в принципе и сделал. Большой ошибки не было, может быть надо было выпустить сразу во втором тайме и не ждать этих 15 минут. Но я не находил решения, кого поменять, может, было бы лучше убрать Виноградова и поставить два опорных или Муджири поставить под Медведева, потому что уже не было Топича. Трудно сказать. Конечно, когда Давид играет, нам легче организовывать игру в атаке, всегда, когда есть мыслящий футболист на поле, легче играть, я надеюсь, что он улучшит свое физическое состояние, не думаю, что он сможет бегать столько, сколько бегает Шоава или Ковба, я не жду от него этого и не требую. Дома мы играли против «Зенита», у нас было трое в центре полузащиты, это Гусин, Ковба и Муджири, так неплохой получился матч, но нельзя сказать, что мы его выдержали до конца, это меня тоже беспокоит.

– (Муджири) Болельщики сравнивают вас с Соузой. В одном интервью он ответил, что предпочитает отдать голевую передачу, чем забить сам. Для вас это так же?

– Конечно тоже приятно отдавать голевую передачу, но самое главное это результат команды и командных действий, если хорошую передачу сделаешь, и это завершается голом, это приятно для такого футболиста, который занимается этим на поле. Я такой футболист, от которого тренеры ждут хороших передач, я должен создавать опасные моменты.

– (Гаджиеву) Будет ли играть Топич, и просматривали ли Вы момент, в котором получил травму Топич?

– Реакция на эту ситуацию у нас была несколько запоздалой, и я думаю, нам надо было сразу в протоколе это отметить. Просматривал я эту ситуацию, мне тоже показалось, что удар был преднамеренным, там мяча не было. Вывести из игры опасного форварда, наступить ему на пятку прием 100-летней давности. Я спросил у Топича, если бы он сказал, что преднамеренно ему нанесли удар, мы, пусть бы постфактум, отправили письмо в Премьер Лигу. Но он сказал, что не знает, случайно или умышленно, и поэтому этот эпизод остался…

– Будет участвовать в матче с Томью?

– Да, будет участвовать, тренируется сейчас, он пропустил только один день.

– Прокомментируйте слухи о переходе Маркарова в «Анжи», или есть уже какая-то официальная информация.

– То что он ушел, это уже точно, это факт. То что «Анжи» давно пытало, меня пытало, его пытало, это тоже факт. Факт еще тот, что он уехал не говоря о том, что собирается подписывать контракт, наоборот уезжал, говорил, что надо поехать так, чтоб никого их там не увидеть, и вернуться назад. И до сих пор я от него не услышал ни да, ни нет, что тоже не очень приятно. Он в принципе взрослый человек, у него своя жизнь, он имеет право выбора, где ему работать, но я считаю, что он по крайней мере должен был по позвонить, сказать мне как главному тренеру и поставить в известность руководство клуба. Получил ли он расчет мне неизвестно, не интересовался, но что ни президент, ни генеральный директор, ни главный тренер не знали, что он уезжал для того, чтобы подписать контракт с «Анжи» – это точно. Он не писал заявления, президент его не подписывал, но он прислал по почте или по факсу, сегодня мне сказал Соловьев, заявление с просьбой освободить его по семейным обстоятельствам. Возможно и такое, что уезжал без намерений, но там попал под какой-то пресс, там «Анжи» находится в критической ситуации. Но я все-таки думаю, он скорее всего уже был склонен остаться там, поэтому конечно же надо было поставить в известность тех людей, с кем ты работаешь.

– Он тем самым сжигает мосты с Самарой?

– Ну, наверно да.

– Кто будет выполнять его функции?

– У Маркарова есть целый ряд неплохих качеств, он умело общается с футболистами, создает неплохой микроклимат, может завести ребят, может провести необходимые беседы с ними. У нас есть договоренность с Омари и с руководством клуба, что он будет одним из тренеров, я думаю, что у него есть достаточно качеств, чтобы те же функции выполнять, он пользуется уважением в команде, футбольным авторитетом, как тренер и человек тоже имеет авторитет. Мне кажется, что он справится с этими функциями, мы ему поможем. Но надо с ним еще поговорить сначала, он приехал из Северной Кореи, сейчас период акклиматизации проходит, или еще что-то, глаза воспалились, я с ним еще не беседовал.

– Баба Адаму, что с ним?

– Баба Адаму находится сейчас в Москве, вчера отказался дать паспорт на оформление документов, контракт, который ему предложили, он не подписывал, отправлял своему агенту. Я думаю, что его не устраивают условия контракта, что не нашли общего языка, хотя однозначного ответа от Адаму не было. Но то что он уехал — это шаг, который свидетельствует, что у него другие намерения. На сегодняшний день там запутанная ситуация с документами, кто имеет на него права, мы долго обсуждали этот вопрос с президентом, он звонил в ФК «Москва», уточнял, у них ли права на этого игрока, у кого находятся права. Жаль, конечно, что так складывается, потому что в таких играх, когда каким-либо образом не складывается коллективная игра, когда оборона соперников насыщенная, когда там 8-9 человек в своей штрафной, надо иметь футболиста с высоким индивидуальным мастерством, для того чтобы вскрыть оборону, простым навесом или перепасовкой сложно что либо сделать, он отличался именно этим.

– Поездка в Корею — акт скорее политический, или существует необходимость привлечь в команду корейских игроков?

– Во-первых, если есть какое-то приглашение или есть чье-то предложение, я стараюсь не отказываться. К примеру мне говорят: есть хороший футболист, и этот футболист не будет обременителен материально для клуба — я должен его посмотреть. После того, как я посмотрю, я могу сказать, что зря проделал эту работу, он нам не нужен, но до этого я не имею права так сказать, так можно потерять хорошего футболиста. Сколько таких случаев было.

В Корее есть опорный неплохой, если ориентироваться на мнение Омари, он с Авалу туда ездил, опорный неплохой, ему 21 год, достаточно мобильный, аккуратный в передачах, если пришлют на просмотр летом, мы его посмотрим еще раз.

– Перерыв вы ждете с облегчением или наоборот?

– Я смотрю на эту ситуацию как на реальность, в соответствии с которой надо строить программу подготовки, нет проблем, связанных с тем, как готовить команду. Перерыв такой был в четвертом году, после него мы дали серию хороших игр. И я не задумываюсь над тем, что было бы лучше, постольку поскольку это та реальность, которая есть, и надо строить подготовку в соответствии с календарем.

– (Муджири) Насколько Вы оцениваете возможности «Крыльев», и реально ли побороться за место в семерке.

– Я думаю, и выше мы должны быть. По потенциалу у нас хорошая команда, хороший состав, конкуренция на каждой позиции. И то, что мы сейчас на высоком месте не случайность, и мы будем доказывать это до конца сезона, и займем место которое будет считаться положительным результатом.

– (Муджири) Какое самое яркое впечатление от Самары?

– Первый день, 4 марта я прилетел в Самару, и 5-го мы играли на кубок, первые впечатления – мороз, и я не знал, что будет столько болельщиков, думал максимум тысячи две соберется, было очень приятно, что пришло столько болельщиков, это самое главное впечатление. Мне как футболисту, самое главное когда народ нас поддерживает, и стадион будет полным, и мы будем так играть чтобы у болельщиков была мотивация заполнить стадион.

"Крылья Советов"

*