На аэродром не вернулись. Лайнеры совершенствуются, но катастрофы продолжаются
Катастрофа армянского А-320 в очередной раз наводит на грустные мысли, связанные с надежностью пассажирских лайнеров. И хотя обывателю в сотый раз напомнят о том, что ездить по дорогам намного опаснее, чем летать, сомнения все равно останутся. Так почему же падают самолеты?
И есть ли на свете самолет, который не падает?..
Понятие «абсолютно надежный самолет» — вещь весьма относительная. Например, наш широкофюзеляжный Ил-86, разработанный в ОКБ им. Ильюшина и совершивший первый полет еще зимой 1976 года, более четверти века числился в списке самых безопасных аэробусов планеты. Этот «Ил» неоднократно попадал в самые сложные ситуации, но полет всегда заканчивался благополучно. Все изменилось 28 июля 2002 года. Выполняя так называемый «технический рейс», Ил-86 упал сразу после взлета из аэропорта Шереметьево-1. До сих пор специалисты спорят о причинах его крушения, но рейтинг надежности уже не исправить. Из списка абсолютно надежных Ил-86 вычеркнули. В какой-то мере незаслуженно. К чести аэробуса отметим, что ни одной жизни пассажира на его совести нет.
Международная организация гражданской авиации признает одним из самых безопасных пассажирских самолетов в мире Ан-24. При этом братья-славяне любят подчеркивать, что этот авиалайнер — украинский. Вообще-то создавался Ан-24 в те времена, когда месторасположение головного КБ не имело столь принципиального значения, как сегодня, и в строительстве были задействованы предприятия-смежники на всей территории СССР.
Хорошие показатели Ан-24 к тому же объясняются одним любопытным обстоятельством. Очень многие несчастья «взял на себя» брат-близнец Ан-24 — Ан-26, который эксплуатировался преимущественно в военной авиации. Тем самым многочисленные обстрелы с воздуха и с земли, катастрофы и проч. ассоциируются именно с Ан-26. Парадокс в том, что последний даже несколько мощнее и совершеннее гражданского собрата.
Кстати, о форс-мажоре. Конструкторы пассажирского самолета по определению не закладывают в свои детища возможности по уклонению от зенитных ракет или способность продолжать полет после взрыва на борту устройств ограниченной мощности. Но жизнь есть жизнь, и вот уже ряд авиакомпаний самостоятельно, не считаясь с затратами, начинают готовить лайнеры к встрече с террористами. Способностью уходить от маломощных ракет, выпущенных из переносных зенитных ракетных комплексов типа «Стингер» или «Игла», обладают по слухам израильские самолеты. Противоракетными системами оснащены самолеты некоторых состоятельных россиян.
Но никакое суперсовременное оборудование не способно бороться с такими бедами, как самонадеянность и беспечность. В позапрошлом году в Воронежской области потерпел катастрофу Ан-2, зарегистрированный на частное лицо — В. Пленкина. Проверка показала, что полет был незаконным. Выражаясь языком документа, «сертификата эксплуатанта в наличии не имелось». Два пилота и один пассажир погибли.
А самая кровавая драма в истории бывшей державы разыгралась в год начала перестройки. В 1985 году в знаменитом узбекском Учкудуке Ту-154 разбился вскоре после вылета из аэропорта города Ташкент. Погибли 200 человек. Причина трагедии сформулирована с пугающей простотой: лайнер сорвался в плоский штопор. Вообще-то пассажирский самолет не истребитель, при строгом выполнении правил производства полета в штопор заваливаться ему никак не положено.
В том же году произошла авиакатастрофа, которая до сих пор считается печальным рекордом по числу людей, погибших при падении одного самолета. На борту потерпевшего крушение японского Боинга-747 находились 524 человека, из которых спаслось только четверо. Причина гибели Боинга звучит еще более дико: лайнер плохо отремонтировали.
Самая страшная авиатрагедия разыгралась в 1977 году на Канарах (американские события 2001 года — отдельный разговор). При попытке взлета в аэропорту Тенерифе Боинг-747 голландской авиакомпании КЛМ в тумане врезался в такой же Боинг-747 компании «ПанАм». Погибли 578 человек. И опять причина ЧП — из серии шокирующих. Предположительно столкновение авиалайнеров произошло из-за языкового барьера: голландские летчики плохо понимали команды диспетчера, говорившего по-английски с испанским акцентом.
При всей драматичности трагедий в воздухе история авиации знает и случаи, которые можно назвать курьезными и счастливыми одновременно.
В свое время молодой король Марокко Хасаном II оказался во время антиправительственного путча в воздухе. Офицер-мятежник на истребителе F-5 атаковал огромный королевский Боинг-747. Уже на подлете к Рабату истребитель выпустил первую ракету. Она снесла лайнеру крайний правый двигатель, но самолет продолжал лететь на трех оставшихся. Вторая ракета уничтожила соседнюю турбину, но и это Боинг пережил. Пилот истребителя открыл огонь из 20-миллиметровой пушки, но и после этого самолет продолжил полет. Только после того как по радио шеф-пилот Боинга-747 объявил о том, что король убит (это была военная хитрость), истребитель отвернул на базу, а Боинг благополучно приземлился в столичном аэропорту.
К сожалению, такие истории в авиации случаются раз в полвека.
«Российская газета» №95 (4061), 5.05.06
***