«Миссия невыполнима 3». Шпионские подразделения экстра-класса появились на американских телеэкранах ровно сорок лет назад…
В этом году бренд «Невыполнимой миссии» празднует юбилей — впервые агенты из сверхсекретного шпионского подразделения экстра-класса появились на американских телеэкранах ровно сорок лет назад. Но с относительно недавних пор название это ассоциируется со степенными дядечками из старого сериала разве что у наиболее консервативных ценителей телевизионного винтажа: в 1996 году стало понятно, что миссия только тогда по-настоящему невыполнима (то есть наоборот), когда за нее берется Том Круз.
К предыдущему, тридцатилетнему, юбилею культовой серии Брайан де Пальма снял роскошный шпионский триллер, запутанный, эффектный и изобилующий самыми невероятными трюками. О «Миссии» (и ее неизбежно грядущих продолжениях) стали поговаривать как о реальной альтернативе начинающей выдыхаться бондиане. Впрочем, энтузиазм несколько поумерился после появления в 2000 году второй части, которую поставил Джон Ву. Фильм у былого классика рапидных перестрелок получился вполне кондиционный (и, как следствие, весьма прибыльный), но настоящей радости, подобно фальшивым елочным игрушкам из известного анекдота, не вызывал — в том, что происходящее на экране на самом деле круто и здорово, приходилось себя убеждать, и даже невообразимые спецэффекты не сильно помогали делу.
Так что еще шесть лет пришлось потратить на то, чтобы пересматривать в минуты хандры первую часть и дожидаться выхода следующей, в которой — хотелось надеяться — все-таки будет хоть как-то сформулирована общая концепция серии. Ибо после первых двух так и оставалось неясным: кто он — сыгранный Крузом шпион без страха и упрека Итан Хант? В чем его принципиальное отличие от других суперменов закулисы. Вот про агента 007 все было понятно с самого начала, и даже смена исполнителей была не в состоянии изменить этот раз и навсегда взболтанный (но не смешанный) архетип. Хант же до сих пор оставался этаким облаком в штанах, и развернуть его могло в какую угодно сторону.
Причем в весьма и весьма любопытную — в свое время третьей «Миссией» собирались заняться такие нетривиальные постановщики, как автор «Семи» и «Бойцовского клуба» Дэвид Финчер и создатель прорывного «Наркобарона» Джо Корнахан. Но судьба (в том числе и в лице Круза-продюсера, полностью контролирующего выпуск «Миссий») распорядилась иначе — режиссерское кресло занял Джей Джей Абрамс, известный по телесериалам «Шпионка» и «Остаться в живых».
Итогом стал фильм, который, безусловно, не может не оказаться чемпионом проката (в России третья «Миссия» вышла одновременно со всем миром, так что данные американского бокс-офиса станут известны только в понедельник, но в первом месте по итогам уикенда можно не сомневаться), порукой тому на самом деле потрясающие трюковые сцены, вроде побоища на мосту — где за Хантом охотятся при поддержке сверхзвукового истребителя, — прыжков по стенам Ватикана или скольжения вниз по стеклянной плоскости шанхайского небоскреба. Смотреть на все это на самом деле приятно и увлекательно. Но вряд ли можно сказать, что «Миссия» обрела наконец свое лицо. Итан Хант так и остался Томом Крузом, играющим Итана Ханта, не более того. Да и в том, что касается сюжета, не очень понятно, зачем надо было до самой премьеры держать его перипетии в строжайшей тайне и забрасывать особо интересующихся фанатов в Интернете уводящими в сторону обманками. Все совсем несложно: на сей раз Хант вынужден действовать на свой страх и риск, выполняя задание, которое ему никто не поручал — в обмен на жизнь молодой жены (Мишель Монахан) он должен найти и вернуть злодею (как ни странно, но новоявленный лауреат «Оскара» Филипп Сеймур Хофманн в этой совсем непривычной для себя роли выглядит безупречно) нечто, известное под кодовым названием «Кроличья лапка». Что это на самом деле такое, в результате мы так и не узнаем, как не узнает этого и сам Хант, — в данном случае речь идет о типичном хичкоковском «макгаффине», единственным назначением которого является возможность дать Ханту чем-то заняться. И эту возможность супершпион использует на все сто процентов.
Но самое главное, конечно, ни в какой не в «лапке». С недавних пор, когда Том Круз признался всему миру, что он без ума влюблен в актрису Кэти Холмс, все его фильмы — каким бы жанром они ни прикрывались — повествуют, в сущности, об одном и том же — о том, как Том Круз сильно влюблен и как он ценит истинные семейные ценности. Про это — а вовсе не про нашествие марсиан — была снята «Война миров», об этом же самом оказалась и третья «Миссия». Совершенно очевидно, что главной сценой для Круза здесь стали вовсе не пируэты на верхотуре, а довольно длинная и, надо сказать, весьма фальшиво сыгранная сцена выяснения отношений с женой. Теперь до неприличия заплаканный Круз в обличье Ханта спасает уже не столько мир, как раньше, сколько свое собственное счастье. За молодожена в этом случае, конечно, можно только порадоваться. Но есть подозрение, что отпуск, в который Хант ближе к финалу отправляется по случаю своего чуть было не сорванного медового месяца, может до неприличия затянуться. И следующую миссию попросту некому будет выполнять.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
Время новостей
N°78
05 мая 2006
***