Российский турист непредсказуем и изменчив подобно российской погоде: а потому место его отпуска в нужное для него время нередко определяет не он сам, а неожиданный «горящий тур».

Так что заранее предугадать, какой маршрут наш человек предпочтет, другим сложно. Однако эксперты склоняются к тому, что в этом году в рейтинге туристических пристрастий жителей России на первый план вместе с традиционно излюбленной туретчиной выйдут вояжи по России. Причем едва ли не впервые в этом пункте сойдутся как видавшие виды москвичи, так и жители больших городов из других регионов России. Эти выводы следуют из результатов спроса на туристические путевки и данных последних социсследований.

Известно, что поиск места для летнего отдыха сужает вопрос сходной цены. В этом году, как показывают результаты исследования, половина опрошенных планируют потратить во время отпуска не более 500 долларов на человека. Треть респондентов сказали, что готовы израсходовать от 500 до 1000 долларов в расчете на человека. Оставшиеся 18 процентов участников опроса ответили, что их отпускной бюджет составляет более 1000 долларов на человека. При этом 70 процентов россиян, по данным холдинга ROMIR Monitoring, собираются провести отпуск вне дома — путешествуя либо по России, либо по странам дальнего или ближнего зарубежья. Каждый десятый опрошенный сказал, что намерен провести отпуск дома, никуда не выезжая. Еще 14 процентов респондентов ответили, что в этом году у них вообще не будет отпуска. Причем более четверти респондентов собирается отдохнуть в странах дальнего зарубежья. Из них по 25 процентов опрошенных сказали о своих планах поехать в ближневосточные страны: Турция, ОАЭ, Израиль. Исследование также показало, что мужчины в целом менее склонны, чем женщины, к зарубежным поездкам: они предпочитают отдых в России либо дома. Более трети участников опроса ответили, что намерены провести предстоящий отпуск в России. Треть из них назвали отечественные курорты Черноморского или Прибалтийского побережья, еще четверть ответили, что поедут на дачу или в деревню, а каждый пятый готов к экстремальному туризму. Что думают на этот счет специалисты?

Компетентно

Ирина Тюрина, пресс-атташе Российского союза туриндустрии:

— Прогнозы в сфере российского туризма — дело неблагодарное. Тем более если учесть специфику наших отдыхающих — планировать свой отдых за две, максимум три недели. Мы — не европейцы, бронирующие отели строго за полгода. Однако можно сказать точно: в параде летних пристрастий россиян в этом году вряд ли произойдут серьезные перестановки, просто потому что новых недорогих массовых направлений пока не появилось. Турция, скорее всего, будет лидировать не только из-за оптимального курортного соотношения цены и качества, а во многом благодаря расширению спектра отелей и повышению уровня сервиса в отелях средней категории. Достаточно сказать, что все турецкие отели, независимо от их звездности, переходят на систему «все включено». Причем в сравнении с прошлым годом подорожание отдыха здесь составит в среднем 10-15 процентов. Но надо сказать, что такие повышения стандартно происходят из года в год. Другой вопрос, что этим летом подрастут в цене и туры по России — до 30%. Это показатель интереса к ним: спрос на них растет сегодня быстрее, чем их стоимость.

Александра Вдорина, эксперт по российскому сегменту турпредложений:

— Популярность, которую третий год подряд набирают экстремальные туры по Алтаю, Байкалу, Карелии, Уралу, объясняется тем, что туристам стали предлагать большой выбор маршрутов, рассчитанных на людей разного уровня подготовки и интересов. Сегодня многие туры разрабатываются специально под запросы туристов, чтобы им было не тяжело, но интересно сливаться с природой. К примеру, на горных реках или на квадроциклах. Отдельная категория поездки VIP-класс, к примеру, на Кольский полуостров на джипах специально ориентирована на состоятельных москвичей и иностранцев. Такие туры из-за их эксклюзивности действительно постоянно дорожают, их цена колеблется сегодня в районе тысячи долларов, остальные «приключения» на неделю, к примеру, на Алтае обойдутся в среднем 11-12 тысяч рублей.

Дорожает на 10-15 процентов и Черноморское побережье, но, по откликам российских экспертов, в области туризма, турецкого сервиса там ожидать по-прежнему не стоит. Даже несмотря на то, что здесь пытаются идти по турецкому сценарию и перенимать систему «все включено», ненавязчивый российский сервис дает о себе знать в большинстве бывших госздравниц. Мешает обойти зарубежных конкурентов и старая ценовая политика: российские компании не сбрасывают цен, даже когда пропадают места.

А будут ли вообще этим летом столь любимые россиянами горящие туры?

Галина Поневаж, замдиректора Информационной службы по туризму:

— Будут. Но те, кто желает сэкономить на зарубежном вояже, должен искать тур до июля — начала высокого сезона, когда число экономных спецпредложений сводится к нулю.

Фальш-вояж

Но, оказывается, в Москве вовсе не надо ловить спецпредложения, если уже сегодня и сейчас сильно хочется похвастаться вояжем в далекие края и при этом не разориться. «А ты знаешь, где я была? — лицо моей знакомой сияло счастливой улыбкой. — Смотри!» И она выложила передо мной кипу фотографий: Аня на побережье моря — очень чистого, явно не в Сочи; Аня в обнимку с мускулистым мачо неславянской наружности; Аня в гостиничном номере с позолоченными люстрами; Аня на фоне египетских пирамид…

«Когда же ты успела? — опешила я. — Ты же к бабушке в Саратов ездила». Аня многозначительно приложила палец к губам: «Для тебя — к бабушке. А в фирме скажу — в Египет!»

Оказывается, побывать в стране своей мечты может каждый, но тоже — исключительно в грезах. И при этом никому из слушающих россказни бывалого «путешественника» и в голову не придет, что он стал жертвой шутки (или надувательства — выберите определение сами). Ведь наглядные доказательства иностранного туризма вот они — красочные фотографии, билетики в музеи, россыпь национальных сувениров.

Несколько московских фирм специализируются на так называемых фальштурах.

— Это направление в туризме для тех, кто умеет мечтать, — рассказывает Дмитрий, один из менеджеров компании, занимающейся «вояжами грез». — Одновременно с этим проектом мы запускали интеллектуальные и культурные туры — они не пошли, а фальштуры пользуются спросом. Они предназначены для людей разных категорий. Например, по натуре вы домосед и считаете, что лучший отдых — в домашних тапочках у телевизора. Однако положение обязывает раз в полгода ездить отдыхать в экзотические страны. Или, являясь человеком амбициозным, но не располагающим большими деньгами, жаждете перещеголять преуспевающих коллег: раз они бока прожарили в Турции, то вы — заядлый любитель сафари.

Кстати, на счет трофеев можно не беспокоиться — расторопная фирма обеспечит не только шкурой не убитого вами медведя (5 тысяч долларов), но и любого другого зверя — только плати.

По словам Дмитрия, очень эффективно очаровывать «былями Мюнхгаузена» и любимую девушку. Обращаются за «прикрытием» мужья и жены, желающие отдохнуть от своих половин. Для доказательства «отдыха с подругой» приходится приводить ее в турфирму, вместе разоблачаться до купальников и позировать перед камерой в «пляжных» позах. Потом фотограф вмонтирует фигуры в соответствующие интерьеры — и алиби готово.

Как признался менеджер одной из компаний, «фабриковать» такие «легенды верности» достаточно противно: «такое ощущение, что вру по-черному». Тем паче, что замышлялись «вояжи грез» с благой целью — подарить мечту.

По мнению психолога Владимира Коврова, человеком впечатлительным такая выдумка вполне может переживаться как реальность: «покатавшись» на верблюде или «постреляв» тигров, он и правда скинет с себя нервные перегрузки, полученные в родной конторе, и воспрянет к новым свершениям.

Чтобы их подарить клиенту, сотрудники фирм собирают информацию о местах отдыха, как заправские штирлицы. Все их знакомые из любых путешествий привозят самые разные билеты для посещения «памятников старины» и самым подробным образом докладывают о видах из окон отелей, цвете занавесок в номерах, разнообразии блюд в ресторанчиках и ценах буквально на все. В ход идет информация с сайтов, на которых настоящие туристы в деталях обсуждают достоинства того или иного интересного местечка. По желанию клиента, менеджеры могут съездить на пару дней непосредственно на место и собрать информацию «на корню». Но пока никто еще не соглашался так серьезно удорожать свой фальштур. В среднем он обходится фальштуристу в 500 долларов, в которые входят и настоящие билеты «туда-обратно». Предприимчивые менеджеры придумают любые приключения и так вкусно — благо практика большая — опишут их, что кто-то и правда сам поверит: все так и было.

Самые частые посетители подобных турфирм — 25-летние офис-менеджеры западных компаний, покупающие таким образом имидж. И право же, они вызывают сочувствие, ибо, убаюкивая свои комплексы таким образом, они только дают им благодатную почву для роста.

Кстати

Какие направления наиболее популярны, по статистике продаж крупнейших турагентств России:

Турция — 44%, Египет — 17%, Россия — 6%, Испания — 5%, Тунис — 4%, Кипр — 2,5%, Хорватия — 2%, Италия — 2%, Греция — 2%, Чехия — 2%, Болгария — 1,5%, Франция — 1%, Украина — чуть меньше 1%, Германия — 0,5%, Черногория — 0,5%.

«Российкая газета» №93 (4059), 4.05.06

*