Как стало известно Ъ, АвтоВАЗ начал реформирование структуры сбыта автомобилей. Их продажей будет заниматься вновь созданный торговый дом автозавода, зарегистрированный в Москве, а дирекцию предприятия по сбыту, скорее всего, упразднят. Одним из мотивов такого решения на АвтоВАЗе называют борьбу с «серыми» дилерами. При этом часть затрат на борьбу с ними ляжет на плечи официальных дилеров автозавода.

Как сообщил Ъ глава совета директоров АвтоВАЗа Владимир Артяков, в прошлый четверг совет директоров предприятия одобрил создание в его структуре торгового дома, который будет заниматься сбытом всех автомобилей Lada. Эта структура (ее юридическая форма еще не определена) будет на 51% принадлежать АвтоВАЗу, еще 49% ее уставного капитала достанется партнеру автозавода, который пока не определен. «Партнером может стать как одна из наших дочерних компаний, скажем ЦО АФК, так и какая-либо компания, продающая автомобили и имеющая сбытовую сеть в регионах»,– заявил господин Артяков. Впрочем, он оговорился, что АвтоВАЗ не будет передавать долю в торговом доме кому-либо из своих дилеров, поскольку «не хотел бы ангажировать сбыт».

По словам господина Артякова, новый торговый дом будет зарегистрирован в Москве и станет принимать все заявки от дилеров на получение автомобилей АвтоВАЗа, а также все финансовые поступления от них. Отметим, что в настоящий момент эти функции выполняет дирекция по сбыту АвтоВАЗа в Тольятти, но она, по словам Владимира Артякова, будет реформирована, а ее сотрудники в зависимости от занимаемых должностей будут переведены либо в Москву, либо в другие подразделения завода.

Любопытно, что на АвтоВАЗе не смогли уточнить, зачем предприятию вообще понадобился партнер для создания торгового дома, который станет основным центром продаж автозавода. Господин Артяков лишь подчеркнул, что АвтоВАЗ будет просто «платить комиссионные торговому дому за оказание ему сбытовых услуг». Однако поток наличности через новую структуру впечатляет – выручка завода от продаж автомобилей в прошлом году составила 116,5 млрд руб.

Глава совета директоров АвтоВАЗа заверил, что учреждение торгового дома никак не скажется на дилерской марже (7%), а также на заключенных с дилерами контрактах. Кроме того, по мнению господина Артякова, перевод сбытовых операций в Москву позволит новому менеджменту АвтоВАЗа пресечь непрозрачное распределение квот на автомобили в Тольятти, когда «серые» дилеры получают в заводской дирекции квоты, а затем перепродают их другим дилерам.

При этом, как отмечают в столичных дилерских сетях, АвтоВАЗ сейчас начинает рекламную кампанию против «серых» дилеров, которая частично будет финансироваться за счет официальных дилеров завода. По словам собеседников Ъ, в прошлую пятницу АвтоВАЗ собрал в офисе компании «Инком-Авто» представителей 24 столичных дилерских компаний и представил им рекламный модуль, в тексте которого потребителю в четырех пунктах разъясняются отрицательные стороны покупки автомобиля Lada у неаттестованного дилера. В модуле (его копия имеется в распоряжении Ъ) сверстана копия подписи главы московского представительства АвтоВАЗа Юрия Артякова (младший брат Владимира Артякова) под словами «Удачной покупки!». По словам столичных дилеров, АвтоВАЗ предложил каждому из них выделить $1,5 тыс. на размещение этого рекламного модуля в каталоге «Автомобили и цены» сроком на месяц. «Представители АвтоВАЗа пообещали, что в дальнейшем затраты на подобные рекламные кампании завод полностью возьмет на себя»,– заявил один из собеседников Ъ.

ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ

ГАЗЕТА КОММЕРСАНТЪ № 79 (№ 3410) от 04.05.2006, ЧТ

КОММЕРСАНТЪ

*