Если ваш автомобиль хоть чуточку лучше “горбатого” “Запорожца”, держитесь: кристально трезвого “рулевого” гаишники в одночасье могут превратить в пропойцу. Абсурд? В обратном уже смогли убедиться тысячи столичных водителей. Однако “МК” расскажет, как бороться с этим произволом.

Рисунок Алексея Меринова

…Инспектора Московской ГИБДД “приняли” Сергея Н. в ночь с 4 на 5 августа 2005 года на Триумфальной площади. Из их рапорта следует, что водитель был остановлен за непристегнутый ремень безопасности, а в ходе проверки документов мужчину заподозрили в пьянстве. В передвижной наркологической лаборатории врач подтвердил опасения гаишников. Следуя букве закона, инспектора отстранили Сергея от управления авто, передав руль его знакомой.

    Но со слов водителя было все иначе: его остановили инспектора и с ходу заявили, что нужно заплатить тысячу долларов, в противном случае его лишат “прав” за пьянку. Последовал отказ, ибо в своей трезвости “рулевой” был уверен железно. Однако врачу “наркологички” не составило труда превратить трезвого водителя в личность, не способную двух слов связать. В заключении дама написала, что “освидетельствуемый крайне возбужден, оживлен, походка шаткая, пальце-носовая проба с промахом, изо рта — запах алкоголя, употребление алкоголя не отрицает”. Вранью медика Сергей не смог возразить, ибо по существующему порядку “продуваемого” не знакомят с результатами экспертизы.

    После тестов на трезвость гаишники состряпали протокол на Сергея, другим документом отстранили его от управления авто и якобы передали машину знакомой, фамилию которой инспектора списали с полиса ОСАГО.

    — В суде, говоришь, разберемся, —ухмыльнулись инспектора. — Ну, давай-давай.

    Но на судебном заседании справедливость так и не восторжествовала. Мирового судью участка №369 не смутил тот факт, что в акте медосвидетельствования врач написала: дескать, исследуемый не отрицает факт употребления алкоголя, в то время как в рапорте инспекторов говорится об обратном, и она не моргнув глазом лишила Сергея “прав” на полтора года.

    Федеральный судья Тверского районного суда г-жа Ухналева С.В., рассматривавшая жалобу потерпевшего, также не узрела никаких нестыковок. Более того, служительница Фемиды сочла фарсом справку с места работы подруги Сергея (которой якобы был передан руль), где черным по белому написано, что в ту ночь женщина дежурила и никуда с работы не отлучалась.

    Но это еще цветочки! Частенько служители Фемиды не дают автомобилистам воспользоваться своим конституционным правом на защиту. Дело в том, что часть 2 статьи 25.1 КоАП РФ разрешает судьям рассматривать дела об административных правонарушениях в отсутствие водителя в том случае, если имеются данные о надлежащем извещении о месте и времени судебного заседания. Но учитывая, что у судов регулярно возникали проблемы с извещением граждан, год назад Пленум Верховного суда России принял постановление №5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ”, в котором говорится, что известить гражданина о дате и времени судебного заседания можно не только вручив ему под подпись уведомление, но и любым другим способом, коим можно подтвердить факт доставки. При этом акцент сделан на то, что если нарушитель указал ложные сведения о месте своего фактического проживания, он считается извещенным о месте и времени, и суд вправе рассматривать дело в его отсутствие (кстати, “адресным лжецом” вас могут назвать даже в том случае, если почтальон приходил к вам домой в то время, когда вы были на работе!). Вот этим-то и научились умело пользоваться судьи.

    Чем вызван подобный правовой беспредел? Еще до принятия ныне действующей редакции административного Кодекса вопросом, кого за пьянку “прав” лишить, а кого только пожурить, ведали исключительно гаишники. Они же и освидетельствование на “выхлоп” в те стародавние времена по закону могли проводить — совали всем без разбора свои трубочки и для “галок” признавали каждого второго водилу “датым”. Но в 2002 году появляется новый КоАП РФ, запретивший гаишникам не только освидетельствовать “клиентов”, но и принимать решение об их наказании. Данные функции обновленный свод законов делегировал медикам и, соответственно, судьям.

    Два года работы по новым правилам свели на нет все усилия гаишников по излечению нации от алкоголизма.

    Тогда гаишные чины провели ряд встреч с представителями судебной ветви власти и растолковали людям в мантиях, что из-за их лояльности ухудшается безопасность на дорогах. Неизвестно, какие аргументы приводили гаишники, но количество “лишенцев” заметно возросло — служители Фемиды вдруг подстроились под ГАИ и на ура стали принимать от них дела, составленные даже с грубейшими нарушениями, а порой и с фальсификацией материалов.

    Что касается врачей-наркологов, то генералам вести агитработу с Минздравом не пришлось. За них это проделали ушлые инспектора ДПС. Нам неоднократно доводилось слышать от инспекторов, что в любой “наркологичке” имеется свой доктор, готовый за определенный процент состряпать “липовый” акт на трезвого водителя. И если до 12 марта этого года грамотные адвокаты могли развалить подобные фальшивки, то обновленная инструкция Минздрава просто не оставила водителям шансов. Судите сами: согласно документу, чтобы признать водителя пьяным, врачам необходимо было провести всестороннее исследование, а именно: визуальный осмотр, проверку выдыхаемого воздуха, анализ биологического материала (кровь, моча или слюна). В случае, если у адвоката возникали сомнения на предмет подлинности результатов медицинского акта, он мог потребовать провести повторный анализ взятого ранее биологического материала. В том случае, если кровь-моча-слюна вообще не брались, исход дела был однозначно предрешен в пользу обвиняемого водителя. Теперь все иначе. 2 марта Минздрав внес изменения в приказ №308, вступившие в законную силу 12 марта. Отныне врачам не надо возиться с водительской кровью и мочой, если алкотестер унюхает в “выхлопе” пары алкоголя, а это чревато тем, что впоследствии исследуемый никак не сможет доказать свою трезвость.

    В итоге, благодаря стараниям ГИБДД, Минздрава и судей, садиться за руль становится все опаснее даже законопослушным автомобилистам. Выход пока только один: если гаишники пытаются вас необоснованно обвинить в пьянке за рулем, немедленно звоните в Департамент собственной безопасности МВД России (тел.: (495) 239-0730) — на нечистых на руку инспекторов “особисты” найдут управу.

    СПРАВКА «МК»

    Кабинеты медосвидетельствования водителей в Москве

    Кабинет №1. Здание УГИБДД Москвы. Садово-Самотечная улица, 1. Тел.: 924-68-76.

    Кабинет №2. Помещение ОДПС ГИБДД ЗАО. Сколковское шоссе, 29. Телефона нет.

    Кабинет №3. Первомайский медвытрезвитель. Измайловское шоссе, 69. Тел.: 166-78-42.

    Кабинет №4. Наркологическая больница №17. Болотниковская улица, 16. Тел.: 113-27-44.

    Кабинет №5. Калининский медвытрезвитель. Съезженский переулок, 5а. Тел.: 278-33-38.

    Кабинет №6. Тушинский медвытрезвитель. Сходненская улица, 30. Тел.: 497-40-92.

    Кабинет №7. Ленинградский медвытрезвитель. Старопетровский проезд, 2/1. Телефона нет.

    Кабинет №8. Сигнальный проезд, 9. Телефона нет.

    Работают круглосуточно и без выходных. Для медосвидетельствования при себе необходимо иметь паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Повторное освидетельствование проводится бесплатно. Вместе с тем помните, что успеть на повторный “продув” вы должны не позднее двух часов с момента первого освидетельствования.

    СЕКРЕТЫ ПЬЯНСТВА

    Примечательно, что копию протокола освидетельствования ни в одном из наркологических кабинетов (даже если вы явились туда добровольно) самому испытуемому на руки не выдают. Но эта инструкция Минздрава противоречит Закону РФ “Об информации, информатизации и защите информации”, который прямо предусматривает, что граждане имеют право “на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности”. Иными словами, водителям гарантировано право на получение копии протокола медосвидетельствования. Но, увы, Минздрав свои инструкции ставит выше федеральных законов.

    НАШИ ЭКСПЕРТЫ

    Алексей РЕУТ, адвокат:

    — Чтобы исключить подобный произвол, считаю необходимым законодательно предусмотреть ознакомление водителя с протоколом медосвидетельствования, а также по его просьбе выдавать копию этого протокола. Далее — ограничить срок оформления гаишниками материала по “пьянке”, чтобы водитель имел возможность в течение двух часов пройти повторное освидетельствование в другой “наркологичке”. И что особенно важно — новый приказ Минздрава предусматривает забор биологических материалов (кровь, слюна, моча) лишь в тех случаях, когда освидетельствуемый по состоянию здоровья не может дыхнуть в трубочку (попал в ДТП и находится в шоковом состоянии) или когда в “выхлопе” паров алкоголя нет, а опьянение налицо. Считаю, что забор “биомассы” необходим во всех случаях, поскольку ее образцы хранятся в лаборатории и в случае конфликта можно произвести повторный анализ даже полтора месяца спустя. С показаниями же алкометра врачи своих “клиентов” никогда не знакомят и после анализа тут же обнуляют прибор. При таком положении вещей доказать водителю свою трезвость нереально.

   

Московский Комсомолец

от 04.05.2006

Дмитрий ЗЛЕНКО

Московский Комсомолец

***