Западные фирмы помогают авторитарным режимам контролировать интернет
Все интересуются интернетом, а особенно — диктаторы. Они научились, не без помощи западных компаний, контролировать этот самый демократичный вид СМИ, предостерегает Жюльен Пэн из организации «Репортеры без границ». Интернет произвел революцию в медийном мире. Персональные странички, блоги и чаты дали возможность высказываться всем тем, кто раньше лишь пассивно поглощал информацию.
Жюльен Пэн, руководитель бюро «Интернет и Свобода» при правозащитной организации «Репортеры без границ»
Сеть без границ?
Интернет превратил читателей газет и телезрителей в успешных журналистов-любителей. Диктаторы, казалось бы, бессильны перед лицом этой лавины сетевой информации. Как могут они контролировать электронную переписку в Китае с его 130 миллионами пользователей или подвергать цензуре сообщения, публикуемые 70 тысячами иранских блоггеров? Враги интернета, к сожалению, показали, что они хотят и могут это делать.
Китай первым из стран с репрессивным правящим режимом понял, какую свободу для самовыражения дает интернет, и быстро организовал деньги и кадры для шпионажа за электронной почтой и цензуры «субверсивных» веб-страниц. Режим очень быстро показал, что интернет, как и традиционные СМИ, можно контролировать. Для этого нужно просто найти подходящую технологию и нейтрализовать первых «кибер-диссидентов».
Китайская модель оказалась успешной. Режиму удалось отучить пользователей интернета от открытого упоминания политических тем, а тех, кто хотел говорить о политике, приучить к тому, чтобы они придерживались официальной линии. Но за минувшие два года простой мониторинг деятельности онлайновых политических диссидентов перестал быть приоритетной задачей. Теперь пытаются справиться с недовольными среди всего населения.
Интернет стал стенгазетой для недовольных в большинстве китайских провинций. Информация о демонстрациях и коррупционных скандалах, о которых раньше узнавали в пределах одного-двух городов, распространилась по всей стране с помощью интернета. В 2005 году правительство пошло в атаку на кибер-диссидентов. Разработало законопроект — своего рода «десять заповедей» для китайских пользователей интернета — свод очень строгих правил для онлайновых редакторов. Кроме того, режим изобретает эффективные изощренные инструменты шпионажа и цензуры в интернете. Другие правительства, к сожалению, перенимают китайский опыт.
Тюремщики интернета
Традиционные «пожиратели свободы слова» — Белоруссия, Мьянма, Куба, Иран, Ливия, Мальдивы, Непал, Северная Корея, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис, Туркменистан, Узбекистан и Вьетнам — все подвергают сейчас цензуре интернет. В 2003 году за решетку сажали кибер-диссидентов только в Китае, Вьетнаме и на Мальдивах. Сегодня это делают и другие страны.
С сентября 2004 года в Иране за решеткой оказались несколько блоггеров и журналистов-онлайнщиков. Один из них, Мойтаба Саминеджад, сидит с февраля 2005 года за публикацию материала, объявленного оскорбительной критикой ислама. В Ливии бывший книготорговец Абдель Разак аль-Мансури приговорен к 18 месяцам тюремного заключения за онлайновые шутки в адрес президента Муамара Каддафи. Два пользователя интернета в Сирии были арестованы и подвергнуты пыткам: один за публикацию в сети фотографий с демонстрации в поддержку курдов в Дамаске, другой — за то, что переправил пришедшую по электронной почте рассылку новостей, которую режим считает нелегальной.
Один юрист в Тунисе находится за решеткой с марта 2005 года за критику в новостной рассылке коррупции в официальных кругах. В то время как в Тунисе в ноябре 2005 года работала конференция ООН, на которой обсуждалось будущее интернета, этот правозащитник сидел в тюремной камере за несколько сотен километров от своей семьи. Мрачное послание пользователям всемирной электронной сети.
Цензура в сети усиливается и практикуется на всех континентах. На Кубе, где купить компьютер можно только с разрешения правящей партии, фильтруются все неугодные режиму страницы.
Ситуация ухудшилась на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В ноябре 2005 года в Марокко начали подвергать цензуре все политические страницы, поддерживающие идею независимости Западной Сахары. Иран ежегодно пополняет список подлежащих запрету страниц. На данный момент в него попадают все публикации, в которых упоминаются права женщин. Китай может сейчас автоматически подвергать цензуре блоги, вымарывая такие слова как «демократия» и «права человека».
Некоторые страны Азии идут даже дальше, чем их китайский «большой брат». Мьянма взяла на вооружение изощренную технологию для фильтрации интернета: в интернет-кафе шпионят за клиентами, записывая автоматически с интервалом в пять минут все, что находится на экране компьютера.
Сообщники с Запада
Каким образом столь далеко продвинулись все эти страны в контроле над интернетом? Что, Мьянма и Тунис сами разработали для этого софт? Нет, они купили технологии у иностранных, главным образом, американских компаний. Secure Computing, например, продала Тунису программу, с помощью которой можно подвергать цензуре интернет, в том числе и страницу организации «Репортеры без границ».
Другая американская фирма Cisco Systems построила для Китая сетевую инфраструктуру и продала стране специальное оборудование для полицейских нужд. Об этических проблемах интернет-компаний стало известно, когда в сентябре 2005 года американской фирме Yahoo! предъявили обвинения в снабжении китайской полиции информацией, на основе которой кибер-диссидент Ши Тао был приговорен к десяти годам тюремного заключения.
Китай передает сейчас свои познания в области кибер-шпионажа другим врагам интернета: Зимбабве, Кубе, Белоруссии. Этим странам, вероятно, через некоторое время больше не потребуется помощь Запада в организации такого шпионажа.
Демократические правительства, не только частный бизнес, также несут ответственность за будущее интернета. Но вместо того, чтобы показывать дорогу, многие из тех стран, где обычно уважают сетевую свободу, теперь сами намереваются, судя по всему, контролировать ее в недопустимых масштабах. У них всегда находятся веские причины: борьба с терроризмом, детской порнографией и сетевыми махинациями, но этот контроль также угрожает и свободе слова.
Не проводя параллелей с суровыми ограничениями в Китае, следует отметить, что недавно принятые Евросоюзом правила для интернета заставляют всерьез призадуматься. Одно из них предписывает интернет-провайдерам сохранять информацию о сетевых перемещениях своих клиентов. Это правило, которое сейчас обсуждают в Брюсселе, подрывает право сетевых пользователей на защиту личных данных.
США также далеки от того, чтобы быть примером для подражания в вопросах регулирования интернета. Власти посылают двусмысленное послание международному сообществу, облегчая легальный перехват сетевого трафика и фильтруя интернет в общественных библиотеках.
Жюльен Пэн
03.05.2006
***