На российских дорогах ежегодно гибнет около 34 000 человек — это население среднего города. Чтобы спасти хотя бы половину этих людей, нужно снизить скорость движения в городах до 50 км/ч, вообще не пускать авто в центры городов и убрать с трасс торговые центры. Таковы рекомендации Европейской конференции министров транспорта российскому правительству.

Доклад о безопасности на дорогах России подготовили Европейская конференция министров транспорта (объединяет чиновников 43 стран Европы и СНГ) вместе с Всемирным банком и Всемирной организацией здравоохранения по просьбе российского Минтранса. “Без срочного внимания на самых высоких уровнях власти” ситуация на дорогах “будет год от года ухудшаться”, говорится в докладе. Главной причиной высокой смертности эксперты считают пристрастие россиян к слишком быстрой езде. Например, автомобиль погибшего в ДТП губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова в момент аварии двигался со скоростью не менее 149 км/ч (очевидцы оценивали скорость в 200 км/ч). А известный актер Николай Караченцов ехал по Москве со скоростью около 120 км/ч — он выжил после ДТП, но получил серьезные травмы.

Авторы доклада предлагают снизить предельную скорость в городах с нынешних 60 км/ч до 50 км/ч (а в особо опасных местах — до 30 км/ч). Уменьшение скорости в среднем на 1 км/ч, утверждают авторы, снижает риск ДТП со смертельным исходом или тяжелыми ранениями на 5%. А в центры городов автомобили и вовсе не надо пускать — пусть люди продолжают путь на общественном транспорте. Среди полезных мер предлагается также прекратить строительство торговых центров рядом со скоростными дорогами, оснащать все новые автомобили сигнализаторами ремней безопасности (которые напоминают о необходимости пристегнуться), сделать ближний свет фар обязательным, а начинающим водителям запретить ночные поездки. Как результат — двукратное сокращение смертности на дорогах, уверены авторы доклада.

Сейчас этот документ изучает межведомственная комиссия по безопасности дорожного движения во главе с вице-премьером Александром Жуковым. Чиновники и эксперты не уверены, что все европейские рекомендации пойдут нам на пользу. “Снижение скорости в Москве может привести к еще большим заторам”, — предостерегает главный госинспектор России генерал-лейтенант Виктор Кирьянов. Правильнее, по его мнению, ранжировать скорости: “На крупных магистралях разрешить 60-80 км/ч, а там, где есть опасность, — 20-30 км/ч”. С тем, что нужно понизить скорость движения в людных местах, согласен и председатель профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин.

Остальные меры столкнутся либо с коммерческими интересами, либо с психологией россиян. “Чтобы закрыть для легковых авто центр города, нужна сеть недорогих охраняемых парковок”, — рассуждает Пашкин. Но, замечает он, земля вблизи центра города слишком дорога для парковок. Нельзя и переносить торговые центры вглубь кварталов — их должно быть видно с дороги, говорит директор департамента торговой недвижимости Colliers International Максим Гасиев. Зато оснастить автомобили сигнализаторами ремней безопасности нетрудно, считает представитель “Северсталь-Авто”, но водители будут их отключать. Хоть предложенные ограничения и разумны, признает сотрудник центрального аппарата МВД, их нарушения будут массовыми. Но лидер Народного движения автомобилистов “Свобода выбора” Вячеслав Лысаков верит, что установка камер слежения и строгие штрафы прекратят безобразия на дороге. Он приводит в пример Ригу, где водитель, не уступивший пешеходу на “зебре”, должен заплатить $200. “Надо за каждым инспектором ГАИ закрепить участок дороги, а зарплату и звание устанавливать в зависимости от аварийности участка, — считает Лысаков. — При этом гаишник должен следить не только за соблюдением правил, но и за состоянием дороги”.

Ведомости

*