В советские времена празднование 1 Мая завершалось застольем. Губернатор Константин Титов угостил самарский народ духовной пищей. Любители музыки получили прекрасный подарок: концерт «золотого баритона России» Дмитрия Хворостовского. Послушать его смогли все желающие.

На площади Куйбышева была сооружена эстрада, перед ней расположились счастливые обладатели пригласительных билетов в количестве нескольких тысяч, по периметру площади выстроились на стоячих безбилетных местах все остальные, то вытягивая шеи в направлении сцены, то поглядывая на экраны, с которых улыбалось двухметровое лицо Хворостовского.

Накануне на пресс-конференции Хворостовский попросил журналистов: «Ну сделайте же что-нибудь с погодой!» Коллективными усилиями трех тысяч слушателей заказ певца был исполнен. Погода установилась почти что летняя, и вечернее солнышко пригрело любителей вокала.

Великий русский баритон начал свою программу великой русской арией, таинственным образом и совершенно не к месту примостившейся в начале оперы Мусоргского «Борис Годунов». Посреди притворного ликования бояр и народа, возводящих Бориса Годунова на царство, вдруг звучит патриотическая ария Шакловитого, персонажа, вроде не прославленного своим патриотизмом и даром исторического предвидения. Как петь эту арию? Без задней мысли? Действительно ли Шакловитый так уж озабочен судьбой родины? Или хитрый царедворец тайком что-то замышляет, только прикрываясь личиной патриота? Хворостовский решительно отбрасывает второй план, создавая идеализированный образ патриота.

После этой гражданственно-исторической заставки следует ария Князя Игоря с его знаменитым «О дайте, дайте мне свободу!». Героизм и горечь поражения сплетаются воедино в арии Князя Игоря. У Хворостовского эта ария прозвучала одновременно страстно и величественно, историческое поражение обернулось духовной победой.

«Кучкистская» Россия уступила место другой русской линии. Чайковский заглядывает не в глубины исторического прошлого, а в глубины русской души. Заглядывает и певец. Чистое выражение самоотверженной, жертвенной любви, летящая, бесконечно длящаяся мелодия — так нежно, возвышенно и благородно, как прозвучала у Хворостовского ария князя Елецкого, мало кто ее поет.

Оркестр — сложносоставное существо, руководимое заслуженным артистом России Константином Орбеляном и объединившее Академический симфонический оркестр Самарской филармонии и Государственный академический камерный оркестр, для затравки сыграл увертюру из «Кармен», и на сцену, к восторгу слушателей, вышел Хворостовский — Эскамильо. Ура, куплеты Тореадора! В этой роли певец неотразим -победитель быков и сокрушитель женских сердец, ловкий и самоуверенный, изящный и дерзкий.

Как разнообразен этот большой артист! С какой волшебной легкостью перевоплощается! Как по-разному звучит «золотой баритон», то отливающий сверкающей сталью, то оборачивающийся нежным бархатом! Даже «запетая» до бесчувствия в коммунистические времена Пахмутова свежо прозвучала в его устах, даже «Цыганочка» приобрела блеск и эмоциональную глубину.

Публика с трудом отпустила Дмитрия Хворостовского. В завершение музыкального праздника на сцену поднялся Константин Титов и порадовал самарцев обещанием счастливого будущего. «Отныне в свои гастрольные турне по России певец будет включать и Самару», — сказал Константин Алексеевич.

«Волжская коммуна» № 77 (25630) от 3.05.2006.

*