Чужие кони под капотом. Россияне выбрали автомобили года
На днях были подведены итоги очередной, уже шестой по счету премии «Автомобиль года в России». По традиции право выбирать лучшие машины предоставили самим гражданам, что те с превеликим удовольствием и сделали.
Лучший автомобиль выбирали несколько месяцев. Но в каждом классе побеждает классика жанра |
Голосовать за полюбившиеся марки авто можно было в течение нескольких месяцев как с помощью традиционных анкет, так и посредством прогрессивных технологий — Интернета и sms. Правда, вскоре выяснилось, что наши сограждане остаются упрямыми консерваторами — три четверти голосов были получены именно в печатном виде. Всего же в акции приняли участие почти 85 тысяч человек. Для сравнения в прошлом году их было около 50 тысяч. В итоге лучших автомобилей оказалось не один, а целых восемнадцать. Именно столько классов машин выделили организаторы премии.
Торжественная «раздача слонов» прошла в одном из столичных выставочных центров, и на этой церемонии помимо многочисленных важных и не очень важных гостей присутствовали и сами победители. Почти всем лучшим автомобилям года выделили небольшое пространство в дальней части зала, и лишь две машины заняли свои места рядом со сценой. Правда, в центре внимания все равно оказались не они. Гости предпочли общаться друг с другом, с наслаждением вдыхая аромат дорогих сигар и смакуя элитные коньяки, любезно предоставленные спонсорами. Со сцены тем временем слышалась английская, французская, немецкая речь. Это представители компаний-победителей благодарили организаторов и делились своим счастьем. Отечественные автопроизводители по традиции оказались чужими на этом празднике жизни. Российские машины, конечно, присутствовали в числе номинантов, коих в общей сложности было целых 217, но признавать их лучшими упорно не желают даже ярые патриоты. И вот какие результаты принес нам очередной плебисцит.
Городские автомобили
В этом классе традиционно представлены маленькие и юркие автомобильчики. Для ценителей мощи и простора они не представляют особого интереса, но практически идеальны для больших мегаполисов. Характерно, что в число номинантов попала и наша «Ока», которая попыталась соперничать с такими красавцами, как Citroen C2, Daewoo Matiz, Chevrolet Spark, Fiat Panda и Peugeot 1007. Оба детища французского автопрома выделялись на фоне конкурентов своей резвостью и большей мощностью движка, но приз в итоге достался Peugeot. Кстати, самому дорогому автомобилю в классе.
Малый класс
Здесь конкуренция была посерьезнее. Среди 22 номинантов — сразу несколько полюбившихся нашим гражданам моделей. Citroen C3, Peugeot 206, Ford Fiesta, Skoda Fabia, Opel Corsa, Mitsubishi Colt. Компания серьезная, и тем удивительнее оказался окончательный выбор. Главный приз получил достаточно скромный по своим характеристикам Chevrolet Aveo. Видимо, этот автомобиль привлек россиян классическими, но довольно изящными внешними формами и невысокой для своего класса ценой. В базовой комплектации автомобиль стоит чуть меньше 10 тысяч долларов.
Малый средний класс
Здесь внимание привлекли старые знакомые, представленные в обновленном виде. Volksvagen Polo, Ford Focus, Kia Rio, Peugeot 307, Subaru Impreza — проверенные марки в новом исполнении заметно посвежели и радуют глаз. Компанию им составили Audi A3, Honda Civic, Hyundai Accent, Mazda 3, Opel Astra и многие другие. «Выстрелил» в этом классе и родной Волжский автозавод. Сразу четыре творения отечественных конструкторов номинировались на приз — раритетный ВАЗ-2105, уже привычные «десятка» и «пятнашка», и новая «Калина». Стоит ли говорить, что предпочтение в итоге было отдано не им. Победу праздновал Mitsubishi Lancer — мощный, скоростной и надежный.
Средний класс
Здесь состязались ребята посерьезнее — Citroen C5, Ford Mondeo, Mersedes C-класса, Toyota Avensis, Volvo S60, Subaru Legacy и даже дорогие и навороченные Lexus IS и Jaguar X-Type. Всего было представлено 25 автомобилей. Победа в итоге досталась Volkswagen Passat. Представитель германского концерна был просто счастлив получить приз и на радостях сообщил, что Volkswagen планирует открыть производство своих автомобилей а России. Это заявление, быть может, и не стало сногсшибательной новостью, но немецкий прагматизм даже в столь торжественный миг нельзя не отметить.
Бизнес-класс
Один из самых разнообразных с точки зрения цены. Здесь можно встретить и Kia Magentis за весьма скромные по меркам некоторых 18900 долларов и Jaguar S-Type, покупка которого обойдется вам почти в 70 тысяч «зеленых». Компанию им составили прошлогодний лауреат Audi A6, Lancia Thesis, Alfa Romeo 166, Honda Legend, Cadillac CTS, Hyundai Sonata. Несколько особняком в этом перечне стоит ГАЗ-31105. Принадлежность этого автомобиля к бизнес-классу оспорить сложно, но даже по базовым характеристикам российская машина заметно уступает своим зарубежным аналогам. Привлекает разве что цена — меньше 8 тысяч долларов. Но симпатии зрителей оказались на стороне Lexus GS. Автомобили этой марки завоевывают у нас все большую популярность, так что подобный результат не удивил.
Представительский класс
Здесь конкуренция не такая высокая — всего 9 претендентов. Зато каждый из них, несомненно, является мечтой автолюбителя среднего достатка. Maseratti Quatroporte, Cadillac STS, Jaguar XJ и не столь экзотичные, но не менее роскошные Audi A8, BMW 7-й серии, Lexus LS430. Странновато в этой компании выглядит разве что Ssang Yong Chairman. Однако здесь участники голосования руководствовались здоровым консерватизмом и отдали пальму первенства Mersedes-Benz S-класса. Такой автомобиль, безусловно, вызывает уважение к его хозяину, а классические формы, надежность и высочайшая репутация лишь добавляют очков.
Представительский Класс премиум
Это уже не машины, а произведения искусства. На таких авто не ездят каждый день на работу, и один факт обладания ими свидетельствует, что жизнь удалась. Судите сами — прошлогодний победитель в этой номинации Rolls-Royce Phantom мощностью 460 лошадиных сил разгоняется до сотни за 5,9 секунды и стоит не меньше полумиллиона долларов. Лишь немногим отстает от него Maybach, пересчитать которые на российских дорогах можно по пальцам. Интересно, что лучшим признали самый дешевый из представленных автомобилей — Bentley Continental Flying Spur. Он стоит «всего» 220 тысяч долларов, зато под капотом у него двигатель в астрономические 560 «лошадей», и разгоняется это чудо техники до 312 километров в час. На таком и впрямь можно взлететь.
Купе
Audi TT, Chrysler Crossfire, Lotus Exige, Nissan 350Z — управлять такими автомобилями — удовольствие не для слабонервных. Адреналин, сумасшедшая скорость в сочетании с абсолютным комфортом превращают езду в настоящее приключение. На машинах этого класса не возят мебель на дачу, не отправляются на рыбалку, да и второму пассажиру в них вряд ли будет комфортно. Но это обстоятельство нисколько не сказывается на их популярности. В этом году лучшей была признана Mazda RX8 — не самая динамичная, зато очень интересная внешне. Как говорят эксперты, зачастую именно этот фактор становится решающим.
Купе премиум
В этом классе сразу по несколько моделей представили BMW, Ferrari, Maseratti, Mersedes и Porsche. Вряд ли эти марки нуждаются в представлении. Машина класса купе премиум гарантирует повышенное внимание окружающих к ее владельцу. Правда, на наших дорогах трудно найти участок, на котором можно разогнаться как следует и прочувствовать на себе ее мощь. Симпатии россиян на этот раз оказались на стороне новинки — Porsche Cayman S. Идеальный вариант для тех, кто устал передвигаться на заднем сиденье солидного авто и хочет хотя бы иногда разрядиться за рулем. Кстати, именно этот автомобиль выиграл в международном конкурсе в номинации «Лучший спортивный автомобиль года».
Кабриолеты и родстеры
Как и годом ранее, в этой номинации состязались 17 автомобилей. Такие модели, как Ford StreetKa, Citroen C3 Pluriel, Chrysler PT Cruiser и Peugeot 206 CC, в принципе могут себе позволить и не слишком зажиточные любители покататься без крыши над головой. Но настоящая борьба за победу развернулась между другими марками: BMW 3 серии Cabrio, Chrysler Crossfire Roadster, Mersedes-Benz SLK, Porsche Boxter. И вновь на вершине оказалась классика жанра — BMW Z4. Не самая быстрая машина в классе — электроника ограничивает ее максимальную скорость — 250 километров в час, но обладает потрясающей аэродинамикой, удобна в управлении, идеальна внешне и сравнительно недорогая.
Кабриолеты и родстеры премиум
Скромности аппетитов наших соотечественников можно только позавидовать. Даже в ряду из Bentley Azure, Ferrari Superamerica, Maseratti Spyder, Mersedes SL, Jaguar XKR, Morgan Aero8 и Wiesmann MF предпочтение было отдано наиболее известной в России марке. Любовь к «Мерседесам» прошла еще одно испытание. Граждане проигнорировали автомобили ценой более ста тысяч долларов, а остановили свой выбор на Mersedes SL. Впрочем, несмотря на не самую заоблачную стоимость, победитель в этом классе выделяется скоростными качествами — разгон до 100 километров в час занимает всего 4,7 секунды.
Универсалы повышенной проходимости
Пограничный класс — еще не внедорожник, но уже и не универсал. Конкуренция здесь была наименьшей — всего три автомобиля. Как и в прошлом году, состязались между собой Audi Allroad, Subaru Legacy Outback и Volvo XC70 Cross Country. Subaru первенствовал годом ранее, теперь лавры достались Volvo. Шведский автомобиль в данном перечне оказался самым тихоходным — максимальная скорость 210 километров в час. Зато безопасность пассажиров, которой концерн уделяет повышенное внимание, подкупила респондентов. Все-таки автомобиль семейный.
Легкие внедорожники
Среди «паркетников» номинировалась и наполовину отечественная Chevrolet Niva, но с мощностью двигателя в 80 лошадиных сил трудно рассчитывать на успех. Среди прочих на победу претендовали хорошо известные BMW X3, Honda CRV, Hyundai Tuscon, Mitsubishi Outlander, Jeep Wrangler, Toyota RAV4 и Land Rover Freelsnder. Участники опроса остановили свой выбор на мощном и скоростном Subaru Forester, представленном в новом варианте кузова.
Средние внедорожники
Самый многочисленный класс внедорожников. В нем было представлено 25 автомобилей — как городских джипов, так и настоящих королей бездорожья. Тут есть и классические Jeep Cherokee и Grand Cherokee, Land Rover Defender и Mitsubishi Pajero, и более имиджевые и респектабельные Lexus 400h, Porsche Cayenne, Cadillac SRX и BMW X5. Не забыли и про отечественный УАЗ «Патриот», фигурирующий среди новинок года. Народ остановился на усредненном варианте Toyota Land Cruiser Prado — достаточно динамичной машине, но при этом с хорошей проходимостью. Правда, стоит автомобиль около 60 тысяч долларов и является одним из самых дорогих в своем классе.
Тяжелые внедорожники
Автомобили для тех, кто в детстве мечтал стать танкистом, но стал скромным миллионером. Особенно впечатляет Hummer H2, на котором не страшно пойти и на таран. Не отстают и другие «супертяжеловесы» — Ford Expedition, Chevrolet Tahoe, Mersedes G-класса, Lexus LX470 и Range Rover. Как ни странно, победил в этом классе самый шустрый автомобиль — Range Rover Sport. При своих габаритах этот внедорожник развивает скорость до 225 километров в час. Если уж месить грязь, то непременно с ветерком.
Пикапы
Безусловно, лодки, снегоходы и велосипеды лучше всегда возить с собой. А если нужно отвезти на дачу старый холодильник, то тогда лучше пикапа машины ну просто не придумаешь. В этом году претендентов было семеро, причем сразу пять автомобилей представлены как новинки. Это Great Wall Deer G5 и G3, Mitsubishi L200, Nissan Navara и SsangYong Musso Sports, к которым прибавились «старики» — Ford Ranger и Mazda B-2500. И в этом классе скорость стала определяющей. Nissan разгоняется до сотни за 11,4 секунды, и с максимальной скоростью в 170 километров в час уехал от конкурентов.
Минивэны
Автомобили для всей семьи, в которых можно перевезти и кучу всяких хозяйственных мелочей, и супругу с детишками, и даже останется место для горячо любимой тещи и пары домашних попугайчиков. Конкуренция в этом классе с каждым годом возрастает. На этот раз за главный приз боролись 24 автомобиля. Среди номинантов были замечены такие зубры, как Citroen C8, Chrysler Voyager, Ford Galaxy, Kia Carnival, Peugeot 807 и Volkswagen Touran. Российский автопром предложил в качестве альтернативы недорогой ВАЗ 2120 «Надежда», но остался неуслышанным. Победа досталась немецкому Opel Zafira. Он и разгоняется быстрее всех, и просторный, и в управлении приятный, да и стоит дешевле многих конкурентов — около 22 тысяч долларов.
Новинка года
В классе малых коммерческих автомобилей второй год подряд побеждает Renault Kangoo. Присвоение Ford Focus — одной из самых доступных и популярных марок — звания «Новинки года» вызвало у многих недоумение. Любимой маркой стала Mitsubishi.
Штрихи к портрету
Если уж автомобили года выбирали путем опроса граждан, то для полноты ощущений нужно выяснить, кто именно отдавал свои голоса. Тут картина получается следующей. Подавляющее большинство респондентов — 90 процентов — мужчины. А ведь еще год назад доля «слабого пола» составляла вдвое больше — одну пятую от общего числа. И это при том, что женщин за рулем с каждым днем становится все больше.
32 процента опрошенных — граждане от 25 до 35 лет. Довольно активно участвовала и молодежь. Тех, кому исполнилось от 18 до 24-27 процентов. Большинство респондентов имеют высшее образование. Таких 47 процентов. Еще 32 процента граждан получили среднее и среднее специальное образование. Что же касается материального достатка, то наиболее активным оказался средний класс. 53 процента опрошенных считают, что им вполне хватает денег на крупную бытовую технику, а вот новый автомобиль для них купить затруднительно. 28 процентов не голодают и нормально одеваются, а вот с излишествами вроде телевизора или холодильника придется повременить. Лишь 2 процента респондентов признались, что, если захочется, можно позволить себе такую роскошь, как новая дача или квартира.
Характерно, что у большинства опрошенных есть машина. Но при этом 39 процентов являются счастливыми обладателями отечественного авто, а 28 процентов передвигаются на иномарках. 35 процентов граждан приобрели автомобиль от года до трех лет назад, а еще 30 процентов — в течение последних 12 месяцев. При этом покупку машины в ближайший год планируют 27 процентов опрошенных, а еще 45 процентов сделают это чуть позже.
Илья Зубко
Дата публикации 28 апреля 2006 г.
***