Несмотря на свой преклонный возраст, «старая королева Нью-Йорка», как называют небоскреб, по-прежнему привлекает почти два миллиона туристов в год. Небоскреб был построен во время одного из самых мрачных периодов американской истории — Великой депрессии. Расположенный на Пятой авеню 102-х этажный небоскреб был построен всего за 13 месяцев. Небоскреб, вобравший в себя чуть ли не все инженерно-архитектурные новшества эпохи, родился из личного соперничества двух мультимиллионеров — Уолтера Крайслера, создателя автомобильной империи имени себя самого, и Джона Джейкоба Раскоба, основателя General Motors.

Симфония карандаша

Эмпайр-Стейт-билдинг (название, кстати, появилось из неофициального прозвища штата Нью-Йорк, тогда самого населенного в США, — Имперский штат) начали строить в середине марта 1930 года.

Архитектор небоскреба Уильям Лэмб почерпнул вдохновение в обычном карандаше, его простоты прямых линиях.

Лэмб предложил отделять окна от каменных колонн стальными рамами, между которыми укладывались камни. То, что стальные рамы покрывали поверхность камня, означало, что можно было сэкономить время и силы, отказавшись от финальной шлифовки камня.

Стальные рамы — основа технологии небоскребов первой половины прошлого века — росли со скоростью в четыре с половиной этажа в неделю.

Чтобы строительство шло быстрее, было решено изготавливать оконные рамы, карнизы и части фасада на заводе и поднимать на лесах уже на стройке. Стальные конструкции общим весом в 60 тысяч тонн сваривали на заводах Пенсильвании, а потом везли за 500 километров в Нью-Йорк на баржах, грузовиках и железнодорожных платформах.

Увенчанный шпилем и куполом из нержавейки небоскреб Крайслера появился чуть раньше, чем Эмпайр-Стейт, но оказался чуть-чуть ниже из-за шпиля (сегодня это — телевизионная антенна), призванного стать швартовочной мачтой дирижабля.

Кино, самолеты и обезьяны

Новый небоскреб, законченный с опережение графика, поднялся на 443 метра. До открытия башен-близнецов Всемирного торгового центра (и после их разрушения в 2001 году) Эмпайр-Стейт был самым высоким небоскребом Нью-Йорка.

Вся статистика гиганта поражает сегодня так же, как и в 1931 году — на строительство ушло 7 млн. человеко-часов и 25 млн. долларов (сегодня это из-за инфляции 25 раз больше), общий вес небоскреба — 365 тысяч тонн, в нем 6500 окон и 73 лифта.

Неудивительно, что небоскреб пленил воображение киношников. В нем или вокруг него происходят события более сотни фильмов. На верхушке небоскреба гигантская обезьяна Кинг-Конг из фильма в фильм отбивается от самолетов.

Впрочем, это для Кинг-Конга самолеты оказались безвредными, а само Эмпайр-Стейт от них пострадал. В 1945 году в условиях плохой видимости в 79 этаж врезался двухмоторный бомбардировщик Б-25.

75 лет и 11 миллионов гостей спустя «Старая королева Нью-Йорка» решила напомнить жителям Большого яблока, как все было, когда ее не было — перед днем рождения ночная подсветка небоскреба время от времени отключалась, и ночная панорама возвращала город в 1930 год.

А собственно в день рождения решено повторить первое освещение небоскреба, ставшего символом города.

Александр Коляндр

BBCRussian.com

Би-би-си

*