«Дачная амнистия»: плюсы и минусы
Несколько дней назад, почти единодушно, был принят в первом чтении законопроект, который существенно упрощает процедуру приватизации земельных участков в дачных, садоводческих и огородных некоммерческих объединениях. В действующем законе нет правил приватизации земельных участков в индивидуальном порядке. Все решается на месте и устанавливается произвольно органами местного самоуправления и отдельными чиновниками. С подробностями – наш корреспондент Ольга Петропавловская.
Что брать в расчет
Разработанный в правительстве законопроект устанавливает двухнедельный срок рассмотрения этого вопроса, закрытый перечень документов и всего два основания для отказа в приватизации — если представлен неполный пакет документов и если участок запрещен к приватизации.
Вторая тема, которую решает закон, — упрощенное оформление прав на индивидуальные жилые дома, построенные на своих земельных участках без разрешения, то есть самострой. По оценкам министерства, количество индивидуальных жилых домов, которые были построены без разрешения, составляет от 20 до 30 процентов от всего индивидуального строительства. Сейчас закон предусматривает судебную процедуру по самострою. Требуется убедить суд, что у вас были такие обстоятельства, что вам пришлось строить дом, не получая ни согласования, ни разрешительной документации, ни решения. Но граждане пытаются оформить документы задним числом, идут на сговор с представителями местных органов власти. Этот незаконный способ, по мнению экспертов, сейчас самый распространенный. Законопроект пытается ввести его в рамки закона.
Долгожданная амнистия
Идея «дачной амнистии» заключается в том, чтобы позволить миллионам российских граждан оформить в собственность самовольно возведенные дачные домики, гаражи и коттеджи, если они были построены без нарушения строительных норм. К тому же проект разрешит закрепить за собой «ничейную» землю, при условии, что она не может претендовать на статус самостоятельного участка. Почувствовали легкое головокружение? Увы, эксперты настроены не столь оптимистично. Они опасаются, что законопроект не облегчит жизнь владельцев загородной недвижимости. По их мнению, бюрократические процедуры не станут проще – они лишь перекочуют от одной инстанции к другой.
Напомним, упростить порядок госрегистрации дачных участков и домиков президент поручил правительству еще в прошлом году. Однако ситуация с пригородной недвижимостью на самом деле крайне запутанная. Последние 15 лет законы менялись часто, в том числе и в сфере собственности, а граждане не слишком торопились их выполнять. В результате от 20% до 65% (в зависимости от региона) дачных участков и возведенных на них построек официально не зарегистрированы. Фактические владельцы не могут предъявить нужные для этого документы, а значит, недвижимость нельзя продавать, оставлять в наследство. На разработку законопроекта чиновникам потребовался целый год. Депутаты, устав ждать предложений МЭРТ (Минэкономразвития), в конце 2005 г. инициировали и приняли закон, позволяющий владельцам дач и гаражей, не имеющих на руках разрешения на строительство, зарегистрировать постройки на основании техпаспорта объекта.
За «капитальное» ответишь
Теперь же чиновники определились, как быть владельцам более основательных частных домов, построенных втайне от властей. Ведь, в отличие от дачных домиков и гаражей, на капитальные постройки, в соответствии с новым градостроительным кодексом, необходимы разрешения. Поэтому сейчас доказать свои права на дом можно только через суд. Однако МЭРТ готово объявить застройщикам-нелегалам своего рода амнистию и избавить их от судебных тяжб. Для этого нужно до 1 января 2009 г. подать заявление о легализации постройки в орган местного самоуправления. Впрочем, автоматического признания собственности не будет, местные власти сначала должны проверить, не были ли нарушены при реконструкции строительные нормы. В случае выявления таковых заявителю будет отказано. Есть технические, строительные, экологические нормы, которых никто не отменял. К примеру, не допускается возводить дом в водоохранной зоне или на земле, принадлежащей другому собственнику. А надо признать, что у нас до сих пор сохранился безалаберный принцип советского землепользования – строят «кто где хочет». А про бумажки вспоминают только тогда, когда приходит милиционер.
Право на землю
Еще один шаг навстречу дачникам касается их прав на земельные участки. До 2001 г. – до вступления в силу Земельного кодекса – участки выделялись без предварительного межевания, то есть без точно зафиксированных границ. Многие воспользовались ситуацией и «прирезали» к своим соткам соседние полоски земли. Теперь эти приобретения можно закрепить за собой, зарегистрировав собственность на участок в его нынешних фактических границах. Правда, уточняет МЭРТ, сделать это можно лишь при условии, что излишки не могут быть самостоятельным дачным участком и на него не претендуют соседи, иначе суда не избежать.
Система координат
Впрочем, не спешите радоваться объявленной «амнистии». По мнению экспертов, законопроект не решает множество насущных проблем. В первую очередь он не снимает остроту денежного вопроса. Чрезмерная стоимость бюрократических процедур зачастую является одной из главных причин «нелегального» положения загородной недвижимости. По оценкам экспертов, на оформление всей документации владельцу недвижимости в общей сложности придется потратить от 3 до 10 тыс. руб. в зависимости от региона.
К тому же эксперты подозревают, что в реальности новый законопроект не избавит граждан от волокиты. Хотя владельцам «нелегальных» коттеджей в будущем и не придется устанавливать право на свои дома в суде, им будет необходимо потратить не меньше сил на общение с другими инстанциями. Явного упрощения процедуры регистрации не стоит ждать, поскольку меняется только форма, а не содержание. Судебный порядок признания прав собственности переходит в административный. И если сейчас есть беспристрастность судьи, то потом все будет зависеть от настроения чиновника. Поживем – увидим!
*