Вокзал для своих. Большинство российских аэропортов лишатся международного статуса
В России начался намеченный минтрансом процесс уменьшения числа отечественных аэропортов, имеющих право осуществлять международные рейсы. Это значит, что жителям глубинки гораздо дороже будут обходиться поездки за границу.
«В Советском Союзе при всей огромности нашего воздушного флота было всего 18 международных аэропортов, — рассказал корреспонденту «РГ» руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Юрчик. — А сейчас их в России насчитывается 69. О том, что такое количество чрезмерно, говорит уже тот факт, что подавляющее число этих «международных аэропортов» не имеет ни одного регулярного рейса за границу: время от времени совершаются только чартерные. К тому же повышенным требованиям, предъявляемым к международным аэропортам, соответствуют лишь единицы. Остальные исправить такое положение экономически не в состоянии». Например, как отметил на последней расширенной коллегии минтранса министр отрасли Игорь Левитин, «70 процентов взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями были построены более 20 лет назад и большинству из них требуется реконструкция».
«Поэтому минтранс в ближайшее время приступит к оптимизации аэродромной сети. Начался процесс возобновления заявок на статус международных аэропортов. И, похоже, многие их сами не станут продлевать. Все равно мы всех будем проверять на соответствие статусу», — подытожил Юрчик.
В четверг от статуса «международный» добровольно отказался аэропорт Анапа. Но, оказывается, с его лишением аэропорты могут поправить свое материальное положение.
Руководство Анапы, например, подсчитало, что доля ее международных рейсов составляет всего 2,4 процента. И то только в летние месяцы. А тратиться на содержание международного терминала приходится круглый год. В результате расходы вдвое превышают доходы. Руководство решило увеличить доходы за счет дополнительных рейсов на внутренних линиях.
В ближайшие годы в России должно остаться всего восемь международных узлов: крупных и оснащенных по последнему слову техники хабов, от которых раскинутся внутренние сети по всей стране. Причем их работа будет организована таким образом, чтобы пассажир терял минимум времени на пересадку с внутрироссийского самолета на международный. Сейчас в России есть пока лишь один такой узел — московский. Остальные расположатся в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске и Краснодаре. На базе еще 20 российских аэропортов будут созданы крупные внутренние авиаузлы.
Вот только много ли радости от этой реформы испытают пожелавшие побывать за пределами страны россияне — большой вопрос. Например, небогатые жители глубинки, откладывающие по копейке на самую дешевую путевку куда-нибудь в Турцию. Сейчас они еще могут, пусть с неудобствами, но недорого улететь туда чартером из ближайшего к дому аэропорта. А что будет завтра? Сначала полет до столичного хаба? Но тогда на путевку придется копить гораздо дольше. Или отказываться от поездки за рубеж.
Ирина Кобылкина
Дата публикации 29 апреля 2006 г.
*