Количество легковых авто в России достигло 25 миллионов
Судя по данным ГИБДД, каждый второй трудоспособный гражданин у нас еще и автовладелец. Конечно, мы пока еще отстаем и от США, и от Евросоюза, и даже от Восточной Европы. Там тоже одна машина приходится на двоих, но это с учетом глубоких стариков и младенцев. Правда, эти государства мы скоро догоним, а может, и перегоним. Ведь ежегодно продажи авто у нас растут на 10%.
По-прежнему у нас «рулит» Lada. Почти половина (49.5%) легкового автотранспорта в стране приходится на долю этой марки. Причем 30% — это допотопная вазовская «классика» (модели 2101-2107). Другие российские марки понемногу снижают свою долю присутствия, зато растут продажи иномарок. На долю «Волги» приходится 6.3% от общего числа легковых машин в стране, ульяновских внедорожников — 2.7%, «Оки» — 1.6%, моделей «Иж» — 0.7%. Несмотря на то что производство «Москвичей» давно уже прекращено, на учете в российской ГИБДД еще числится чуть более 2 млн. этих машин (7.9% парка), а также почти миллион «Запорожцев» и «Таврий» (3.9%).
Каждый четвертый автомобиль в стране — иностранного происхождения. В зависимости от региона доля зарубежных марок оценивается по-разному. В Москве, например, их примерно половина, а на Дальнем Востоке — более 95%. При этом в нашей стране почти 1.5 млн. машин с правым рулем. То есть это каждая четвертая иномарка.
Согласно официальной статистике, за последние пять лет число легковых автомобилей в России выросло примерно на четверть. И это при том, что продажи увеличивались в два раза быстрее. Дело в том, что каждый год с учета снимается около 500 тыс. машин. Часть — по старости, другие — после участия в ДТП. Да и мощностей российских заводов не хватает, чтобы обеспечить растущие потребности населения в новых машинах. Одна надежда на иностранных производителей. Как заявил глава Минпромэнерго Виктор Христенко, в ближайшее время сразу несколько зарубежных концернов намерено открыть в России заводы по выпуску автомобилей.
Только на прошлой неделе сразу три автогиганта объявили о своих планах развития производства в нашей стране. Сначала Наблюдательный совет немецкого Volkswagen дал добро на строительство завода. Как заявил вчера на открытии российско-германского бизнес-форума глава Минэкономразвития Герман Греф, инвестиционное соглашение будет подписано с VW в течение месяца. Планируется, что на предприятии с 2007 года ежегодно будет выпускаться 115 тыс. автомобилей Skoda Octavia и Volkswagen Pointer.
Также приоткрыл завесу секретности вокруг переговоров с мэрией Санкт-Петербурга японский концерн Nissan. Его глава Карлос Гон заявил, что компания вложит в возведение завода в северной столице около $200 млн. На предприятии будут выпускаться две или три модели в количестве 50 тыс. в год. А вчера западные газеты заговорили о планах General Motors построить под Санкт-Петербургом свой завод. Реализация этого проекта пока под вопросом — официального подтверждения от GM до сих пор никто не получил. Не определены и параметры проекта. Пока неясно и будущее уже существующего СП General Motors с российским АвтоВАЗом.
Эксперты надеются, что с приходом в Россию иностранных концернов качество автомобилей в стране улучшится. Сегодня сравнительно новые (до 5 лет) «легковушки» составляют лишь 20% от их общего числа. А половину машин в России по европейским меркам надо и вовсе отправить в утиль — их возраст превышает 10 лет.
• Михаил ХМЕЛЕВ
28.04.2006 09:59
*