Ситуация с контрафактной продукцией на российском рынке критическая: в некоторых областях ее доля составляет 90%.

Контрафактный бизнес неискореним по причине сверхприбыльности — 1000% и более. Около 500 млрд долларов из ежегодного оборота товаров в мире приходится на долю фальшивок. Но в нашей стране ситуация совершенно вышла из-под контроля. Если еще не так страшно, когда подделывают одежду и парфюмерную продукцию, то намного хуже, что на прилавках столичных аптек до 30% фальшивых антибиотиков, спазмалгетиков и витаминов. Только по официальной статистике, 35 тысяч человек в год умирают от отравления поддельной водкой и продуктами питания. Хуже, чем у нас, ситуация обстоит только в Китае, отмечает газета «Версия».

Основа почти любого контрафакта — упаковка и этикетка, будь то овсяные хлопья, стиральный порошок, водка или сигареты. Отличить при покупке фальшивку от оригинала можно только одним способом: внимательно всмотреться в этикетку. «Почти все мои заказчики занимаются подделкой, — заявил изданию Евгений, владелец небольшой полиграфической фирмы. — Я это знаю, но если откажусь от работы с ними, то оставлю без заработка и себя, и своих сотрудников».

Показателен пример с чайным бизнесом. Цена производства упаковки и этикетки пропорциональна ее тиражу и возможностям типографии. Так, коробочка под 100 граммов чая при тираже 1 млн. штук и исполнении на крупной государственной типографии стоит меньше рубля, а при тираже в 20 тысяч штук и печати в маленькой типографии выйдет по 3-4 рубля. То есть все официальные фасовщики чая заказывают огромные тиражи, экономя каждую копейку, при этом они сотрудничают с крупными государственными типографиями. Возникает вопрос: кто тогда делает заказы в маленьких частных полиграфических фирмах? Тот, кто платит за упаковку в три раза дороже и не теряет при этом рентабельности и кому конфиденциальность куда важнее цены.

Подделывают почти все: водку, стиральные порошки, соли для ванн, питание для спортсменов, этикетки на шампуни, коробки под конфеты, коробки под новогодние подарки, чай, кофе. «Очень популярный бизнес — подделывать сливочное масло… Ставят маслобойню где-нибудь под Москвой, упаковочную линию, заказывают упаковку, такую же, как у известного производителя. Затем покупают на каждую фуру масла фуру маргарина, смешивают их один к одному, упаковывают в пачки и продают оптом. Внешне пачку не отличить. На вкус тоже сразу разницу не поймешь. А цена в два раза меньше», — говорит Евгений.

Борьба выливается в условные сроки

12 из 18 наших министерств и несколько десятков специальных структур занимаются борьбой с контрафактом. Но ощутимого результата пока нет: только на одних налогах Россия теряет 3 млрд долларов в год. «Основных причины две, — считает начальник Управления экономической безопасности правительства Москвы Александр Корсак, — сверхприбыльность контрафактного бизнеса и проблемы в законодательстве».

Выявляемость контрафакта остается на уровне 0,6% приблизительного объема производства. Приехала милиция, конфисковала товар, опечатала цех, а организатор все бросает и через месяц процветает в другом месте.

В России действуют три статьи, по которым пирата можно привлечь к уголовной ответственности: 146-я (нарушение авторских и смежных прав со сроком наказания до двух лет); 147-я (нарушение изобретательских и патентных прав со сроком наказания до двух лет) и 180-я (незаконное использование товарного знака со сроком наказания до двух лет). Теоретически общее наказание может доходить до пяти лет лишения свободы, но на деле преступникам присуждают два года условно или, что намного реже, один год реально. Милиция, врываясь в цеха и на рынки, легко ловит линейный персонал — продавцов и изготовителей, а вот до организаторов добраться удается далеко не каждый раз.

Еще одна причина засилья контрафакта в том, что иностранные компании, представляющие на русском рынке свою продукцию, не соотносят уровень цен с покупательной способностью населения. А между тем большая часть нашего населения небогата или попросту бедна. Как следствие эта категория людей привыкла покупать только самое дешевое, что чаще всего оказывается контрафактом.

Как бороться?

Способов борьбы с контрафактом сегодня предлагается множество. Например, заместитель президента Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Самсон Резник предлагает отчислять из отбитых у пиратов товаров в пользу МВД такой процент, чтобы он превосходил размер взяток от поддельщиков.

Кроме стимуляции милиционеров очевидно, что в первую очередь покупатель должен знать, где лицензионный продукт, а где нет. К сожалению, определить это визуально на сегодняшний день, как и 10 лет назад, невозможно.

Довольно надежный способ — ставить на каждый продукт специальную марку. Любой покупатель сможет сверить артикулы, позвонив по указанному телефону. Похожим способом можно проверять сотовые телефоны, продиктовав оператору IMEI — код трубки. Вот только способ этот вряд ли выполним: чтобы проверить все товары, понадобится не одна сотня тысяч операторов.

Другую, возможно, более продуктивную инициативу выдвинул председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. Он предложил создавать магазины со знаком, обозначающим зону, свободную от подделок. Владельцы таких магазинов должны добровольно принимать на себя ответственность за контрафакт и подделку. То есть, если на прилавке магазина появится нелицензионный продукт, владелец обязан будет заплатить большой штраф.

Ну и, наконец, можно пойти европейским путем. Там в некоторых странах в качестве крайней меры принят закон «Об ответственности покупателя за приобретение контрафакта». То есть, если вы сознательно и не в первый раз покупаете поддельный музыкальный диск, вас выслеживают и штрафуют на кругленькую сумму.

www.newsru.com

*