Если сравнить темпы развития отечественной радиоэлектроники за последние 3-5 лет с предыдущим периодом, становится очевидным, что она находится на подъеме. Однако наше отставание от ведущих стран в этом направлении пока еще огромно. Что делается для возрождения отрасли, какие трудности предстоит преодолеть — об этом размышляет начальник Управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Федерального агентства по промышленности (Роспром) Юрий БОРИСОВ.

     — Существует довольно распространенное мнение, что не нужно развивать производство микроэлектроники в России, можно воспользоваться мировыми достижениями и просто закупать импортные изделия микроэлектроники…

     — Я не согласен с такой точкой зрения. Во-первых, никто нам не продавал, не продает и не будет продавать новейшие изделия микроэлектроники специального исполнения, которые предназначены для использования при производстве военной техники. И, во-вторых, современная микроэлектроника достигла такого уровня сложности, что эти изделия стали узкоспециализированы и системоориентированы, и их использование возможно только при условии создания точных аналогов аппаратуры и систем, то есть наши проектировщики должны будут идти по пути воспроизводства зарубежных разработок. Этот пагубный путь мы уже проходили при производстве электронной компонентной базы (ЭКБ).

     Следовательно, если мы хотим создать передовую военную технику и обеспечить технологическую независимость и информационную безопасность всех наших электронных систем, в том числе и гражданских, ключевые изделия микроэлектроники необходимо проектировать и производить в России.

     — Почему микроэлектроника, являющаяся одной из наиболее рентабельных отраслей в мире, пока не развивается в нашей стране самостоятельно на базе рыночных отношений?

     — Дело в том, что производство изделий микроэлектроники требует очень больших начальных капиталовложений (стоимость современной микроэлектронной фабрики превышает 2 млрд. долларов), срок окупаемости составляет около 5-7 лет, а сбыт продукции связан с серьезной конкуренцией на внешнем и внутреннем рынках. Кроме того, производство радиоэлектронной аппаратуры в России не развито в той мере, чтобы оно стало стимулирующим фактором для отечественных производителей ЭКБ. Вот почему для развития микроэлектроники необходима государственная поддержка финансами и гарантированными рынками сбыта.

     Это касается в первую очередь разработки и выпуска микросхем для электронных документов, информационных систем органов государственной власти, навигационной аппаратуры, промышленной электроники, военной и специальной техники. А для обеспечения информационной безопасности всех указанных электронных систем необходимо использовать только отечественные микросхемы. Это еще один аргумент в пользу развития микроэлектронного производства в России.

     Не имея возможности проектировать и производить современную ЭКБ, Россия в ближайшее время может утратить потенциал в обеспечении обороны страны, потерять свои позиции в экспорте оружия, лишиться возможности разрабатывать и выпускать аппаратуру систем безопасности, борьбы с терроризмом, в еще большей степени отстанет от мирового технологического уровня в ведущих отраслях промышленности и обеспечения жизнедеятельности общества.

     — Довольно мрачная перспектива…

     — К сожалению, Россия своевременно не включилась в мировую систему развития микроэлектроники, а технологический кризис 1990-х годов, когда была практически нарушена система государственной поддержки электронной промышленности, негативным образом сказался на уровне развития производства электронной техники. Сегодня приходится констатировать, что Россия по удельному производству электроники (в расчете на душу населения) отстает от США в 90 раз, Японии — в 80 раз, Европы — в 40 раз.

     На внутреннем рынке России в 2004 году было продано электроники меньше, чем в отдельно взятых Польше, Венгрии и Мексике. По этому показателю мы занимаем 30-е место в мире из 52 стран со значимыми объемами потребления.

     Известно, что уровень технологии микроэлектроники определяется возможностью реализации минимального топологического размера элемента (транзистора). Чем меньше этот размер, тем быстрее работает интегральная схема, тем сложнее и разнообразнее функции, которые она может выполнять в составе одного кристалла, тем большее количество этих схем можно получить при обработке одной пластины.

     И это только техническая сторона вопроса, а экономическая выгода еще выше. Рост интеграции функций в рамках одной сверхбольшой интегральной схемы (СБИС) обеспечивает резкое снижение числа сборочных операций при выпуске аппаратуры, уменьшает ее массогабаритные характеристики и потребляемую энергию, повышает надежность и долговечность аппаратуры. В ближайшем будущем большинство видов аппаратуры и систем будет выпускаться в «однокристальном» варианте, когда все функции будут реализованы на этапе производства ЭКБ.

     Таким образом, не имея собственной высоко интегрированной и сложнофункциональной ЭКБ, мы проиграем не только технически, но и экономически, так как наша аппаратура и системы станут неконкурентоспособными как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Если за рубежом уже достигли топологического уровня 90 нм, то в России освоены изделия микроэлектроники с топологией только 0,35-0,8 мкм.

     Структура продаж электроники в России демонстрирует, что реальный рынок пока не достигает потенциального объема продаж в 20 млрд. долл. в год, а объемы продаж ЭКБ только на 30 процентов удовлетворяются за счет собственного производства, что обусловлено низкими уровнями освоенных технологий и, как следствие, недостаточной конкурентоспособностью.

     Отсутствие ярко выраженных внутренних потребителей в отечественной ЭКБ и ориентация их на импортную элементную базу делает задачу развития российской электроники весьма специфической, так как в этой ситуации приходится ориентироваться на потребителей, не имеющих масштабных и национальных задач.

     И хотя современная электронная промышленность России демонстрирует достаточно высокие темпы роста, тем не менее развитие микроэлектронной ЭКБ ниже средних темпов, что является свидетельством недостаточного внимания в стране к этому важному направлению техники и неминуемо ведет к еще большему технологическому отставанию.

     — Известно, что ваше управление разработало «Стратегию развития электронной промышленности» на ближайшие годы. Расскажите более подробно об этом документе.

     — Стратегия развития электронной промышленности России подразумевает взаимоувязанную по целям, задачам и срокам реализации, а также финансовому обеспечению и государственной поддержке совокупность федеральных целевых, отраслевых и межотраслевых программ и инвестиционных проектов. Подчеркну, эта стратегия носит в первую очередь комплексный характер. Мероприятия технологического, экономического, организационного, законодательного и социального характера направлены на динамичное развитие современной электронной компонентной базы в стране. Во главу угла ставится обеспечение национальной безопасности и экономического подъема всей радиоэлектронной промышленности.

     Реализация данной стратегии направлена на создание современных электронных изделий, средств и систем для модернизации действующего и создания современного технологического базиса развития приборо- и аппаратостроения, а также на модернизацию систем управления и коммуникаций, энергосберегающих технологий, повышение уровня автоматизации производств. И, наконец, совершенствование специальной техники и вооружений.

     Стратегия исходит не только из экономических и технологических реалий, но и опирается на действующий научно-технический потенциал и законодательную базу. Время непродуманных институционально-структурных преобразований, проведенных в последние 10 лет в электронной промышленности России, прошло. Слишком дорого нам обошлась пассивность и неподготовленность государства к реформированию отрасли и обеспечения ее развития в условиях действия рыночных механизмов хозяйствования. Сегодняшнее состояние отрасли следует квалифицировать как начальный период выхода из кризиса.

     — Каким образом предполагается преодолеть сложившееся отставание отечественной электроники от мирового уровня?

     — Единственная возможность преодоления системного кризиса отечественной электроники связана с принятием государством продуманной и взвешенной протекционистской политики в решении структурных и технологических проблем электронной промышленности.

     Результативность преодоления кризиса будет определяться правильным установлением отношений между государством и бизнесом на принципах государственно-частного партнерства. Базисом и основой планирования и реализации намеченных мероприятий должен стать программно-целевой подход.

     Правительства передовых государств не только инициируют и поддерживают проведение государственных программ по развитию передовых технологий в интересах обеспечения военной и технологической безопасности, но и напрямую финансируют создание новых производств, оказывают финансовые и законодательные преференции при освоении новых уровней технологии.

     — Какие мероприятия должны быть первоочередными?

     — Нами принята программа ускоренного освоения микроэлектронных технологий нового поколения и создания межотраслевой вертикально интегрированной системы сквозного проектирования СБИС и аппаратуры.

     Для решения этой основополагающей задачи развития электроники в России будет создано и модернизировано более 15 ключевых производств ЭКБ, реализована сеть из 40-50 центров проектирования сверхбольших интегральных схем типа «система-на-кристалле» и создан межотраслевой центр фотошаблонов. Производственную базу микроэлектроники (кремниевые фабрики) предполагается реализовать как имеющие национальное значение инвестиционные проекты, финансируемые из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

     Это должно позволить России включиться в мировую систему разделения труда и решить задачи обеспечения разработки аппаратуры и систем стратегического значения современной ЭКБ.

     — Каковы ожидаемые результаты выполнения стратегии?

     — Реализация комплекса взаимоувязанных целевых программ, подпрограмм и инвестиционных проектов позволит восстановить научно-технический и производственно-технологический потенциал микроэлектроники и электронной отрасли в целом и вывести ее на современный мировой уровень.

     Ожидается, что в 2011 году объем реализации продукции электронной промышленности составит не менее 70 млрд. руб. в год, а технологический уровень изделий в серийном производстве будет соответствовать 0,013-0,09 мкм. Это позволит решить задачи обеспечения потребностей отраслей страны, в том числе создания стратегически важной аппаратуры и систем, а также резко уменьшить долю используемой импортной ЭКБ в общем объеме ее закупок предприятиями радиоэлектронного комплекса, т.е. позволит изменить существующее в настоящее время соотношение 65 — 35 процентов в пользу импортной ЭКБ на 55 – 45 процентов в пользу отечественной ЭКБ. В условиях жесткой конкуренции – это очень амбициозная задача.

     Проведение модернизации ключевых производств электронной техники и оптимизация структуры отрасли на основе государственно-частного партнерства с одновременным созданием рыночной инфраструктуры должны обеспечить существенное улучшение экономического положения предприятий и повысить рентабельность выпускаемой продукции.

     С учетом высокого потенциального уровня отечественной электронной науки можно ожидать существенного развития международного научно-технического сотрудничества и прорыва в области новых технологий, в том числе применения нанотехнологий в электронике, биоэлектроники и биочипов для автоматизированного поддержания жизнедеятельности живых систем и т.д.

     Все это позволит повысить конкурентную среду микроэлектронной и электронной техники как на внутреннем, так и на внешнем рынке и обеспечит значительное укрепление обороноспособности и безопасности России.

     Редакция благодарит за помощь в организации интервью ответственного редактора информационной службы Роспрома Вячеслава Пасечника.

Андрей ГАРАВСКИЙ.

"Красная звезда"

***