Этот праздник мы ждем с особым трепетом. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отвечает на вопросы "Российской газеты"
В субботу в России православные верующие празднуют главный свой праздник Пасху — Светлое Христово Воскресение. О значимости этого праздника и об актуальных заботах церкви — ее предстоятель — святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
Российская газета: По данным социологических опросов, Пасха — один из самых популярных праздников, уступает по значимости только Дню Победы. Что вернуло этот праздник в современную жизнь и сделало значимым?
Патриарх Алексий II: Пасха Христова — самый радостный день в году для православного христианина. В этот праздник двери храмов широко раскрыты для всех приходящих к Богу: молодых и старых, родителей и детей, людей, давно принадлежащих к Церкви и только обратившихся ко Господу. Этот праздник мы ждем с особым трепетом, когда в дни Великого поста и Страстной седмицы готовимся выйти в сретение Христу Воскресшему.
В 40-е годы прошлого века наша страна прошла через огненное испытание войной. Из поколения в поколение люди в России свято чтут День Победы и память людей, отдавших жизнь за Отечество в великой битве. Пасха — это тоже великая победа. Победа духовная, победа жизни вечной, любви и истины над адом и смертью. Возвращение нашего народа в Церковь было непростым. Но не случайно именно в годы Великой Отечественной войны во многих городах вновь зазвенели церковные колокола. Люди поняли, что победа над злом невозможна без вышней помощи. Так историческое испытание, выпавшее на долю страны, связало две победы, напомнило многим и многим о том, что мы сильны, когда мы с Богом, мы побеждаем со Христом. Если мы с Ним, то, что бы ни пришлось пережить здесь, на земле, сердце человеческое наполняется ликованием: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15, 55).
Сегодня миллионы людей в России наполняют православные храмы. И это одно из самых больших чудес, которые мы видим в нынешней жизни. Против устремления человека к Богу оказались бессильными все ухищрения. Пасха — Воскресение Христово — вернулась в Россию вместе с воскресением в сердцах людей любви к своему Творцу, принесшему Себя в жертву для спасения многих. Заблуждавшиеся и взыскующие истины, кающиеся и чающие утешения, люди идут к Господу как к самому близкому, дорогому и родному. И их упование не постыдится: прошедший земной путь Господь знает все о немощах и страданиях, о слабости и силе, подаваемой свыше.
РГ: Что бы вы пожелали России и россиянам в этот светлый день?
Алексий II: Впереди — долгожданный праздник встречи с Богом, Его прославления. Традиционная ночная служба завершится взаимными поздравлениями. Из храмов торжество выйдет на улицы, разольется по домам. Многие проведут ночь и день в окружении близких. Пусть в этот замечательный праздник пасхальная радость будет для нас прежде всего радостью духовной. Желаю всем православным христианам провести этот день с любовью к ближним, с памятью о том, что, служа им делом, добрым словом и вниманием, мы исполняем величайшую заповедь Господа: «Да любите друг друга!» (Ин. 13, 34). По слову Евангелия, любовь к Богу и к ближнему — больше всех жертв (Мк. 12, 33). Будем следовать этой заповеди, и тогда исполнится радость Бога о чадах своих. Это будет лучшим подарком Тому, кто есть воплощенная Любовь.
Свобода с оглядкой на мораль
РГ: Русская православная церковь в последнее время выступает с интересными общественными инициативами и заявляет о своих взглядах на права человека. С чем это связано? Что может Церковь предложить обществу? Что бы она хотела внести в социальный, общественный, гражданский опыт современной России?
Алексий II: Практически с самого начала бытия Церкви важной частью ее миссии была забота о страдающих людях, печалование о них перед властью. История знает множество примеров, когда голос Церкви, ее иерархов, священнослужителей, мирян был способен оказать благотворное, умиротворяющее влияние на властей предержащих, изменить нравственный облик общества. Сегодня, в начале XXI века, проблематика прав человека видится особенно актуальной, ибо явственно прослеживаются попытки представить западно-либеральное понимание прав и достоинства личности как единственно истинное и не имеющее достойных альтернатив. Однако мы живем в многоукладном мире, где разные народы имеют свои религиозные и культурные традиции, которые не всегда могут быть вписаны в рамки унифицированного взгляда на эти вопросы. Поэтому недавно состоявшийся в Москве Всемирный Русский Народный Собор предложил свое видение концепции прав и достоинства человека, основанное на российской духовной традиции.
Это видение предлагает посмотреть на права человека с точки зрения религиозного сознания. Ведь для верующих свобода имеет нравственную составляющую, а не ограничивается лишь свободой других людей. Свобода не отменяет заповедей Божиих. Она не есть вседозволенность, поскольку должна соединяться с ответственностью перед ближними, обществом, страной, Богом. Именно поэтому сегодня мы представляем миру свой самобытный подход к пониманию человеческой личности, который на протяжении веков складывался в лоне восточно-христианской традиции. Понимание этого подхода, надеюсь, будет способствовать развитию межцивилизационного диалога.
Соблазн все раскодировать
РГ: В последнее время участились всевозможные литературные, псевдолитературные и другого рода «покушения» на смысл и значение незыблемых религиозных представлений и ценностей. То роман Д. Брауна «Код да Винчи» изображает христианство (католическую церковь) в самом нелицеприятном свете, то презентация в Вашингтоне древнего коптского манускрипта вызывает бурю сенсационных комментариев, мол, «Евангелие от Иуды» переворачивает взгляды на евангельские события. Почему это происходит? Это свидетельство элементарной неграмотности, издержки секуляризующегося (на Западе) и секуляризованного (в советское время у нас) сознания? Чем искушается человечество, увлекаясь такими сенсациями? Почему оно принимает поверхностные версии за чистую монету? Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию?
Алексий II: Всегда, во все времена находились люди, искажавшие евангельское благовестие о Христе. Они делали это, чтобы выдать свои собственные мнения за истину, явленную, по вере Церкви, в откровении миру Сына Божия: «Войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20, 29 — 30). Святой апостол Петр говорит, что «были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет. 2, 1).
Любое повреждение целости новозаветного благовестия с апостольских времен называлось ересью, что в переводе означает «выбор по собственному усмотрению». Вот и сегодня нам предлагают отказаться от нашей веры, обвиняя Евангелие в неточной передаче исторических сведений о земной жизни Иисуса Христа. Уже во II веке возникла ересь гностицизма, сторонники которой составили несколько так называемых апокрифических, не подлинных «евангелий» и других литературных произведений, ставивших целью переписать историю Нового Завета. Эти тексты смешивали христианское учение с языческими представлениями о равенстве добра и зла. Именно таким произведением, судя по тексту, является недавно представленное апокрифическое «Евангелие от Иуды».
Корень подобных явлений лежит в неприятии человеком суда слова Божия, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно… судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Поэтому сознание, не преображенное благодатью Божией и отягощенное грехом, ищет способы оправдать себя, а заодно упрекнуть все церковное Предание. Человеку, не очищенному покаянием, всегда лестно, когда ему говорят, что он без всякого труда и подвига может дойти до единственно верного взгляда на те или иные события, отвергнув всю предыдущую традицию как не соответствующую действительности. С этой целью уже были написаны целые тома начиная со времен апостольских.
В наши дни такие попытки стали особенно частыми. Этому способствует не только секуляризация, в основе которой лежит релятивизм, концепция об относительности положительного знания и нравственности, но также и развитие коммерческих средств коммуникации, позволяющее быстро и с выгодой распространять подобные представления. В действительности же это имеет место благодаря религиозной безграмотности современного общества, разучившегося различать между добром и злом.
Поэтому Русская Церковь неустанно напоминает о необходимости преподавания в школе курса основ православной культуры, который бы позволил молодежи получить представление об истинной и ложной религиозности, помог бы ей научиться отличать художественный вымысел или горделивые лжеучения от Божественного Откровения.
Могу понять любопытство, но…
РГ: Сейчас идет живой процесс объединения Русской православной церкви и Русской православной церкви за рубежом. Как проходят переговоры? Какие принципиальные вопросы надо решить? Когда может быть объявлено о состоявшемся объединении Церквей?
Алексий II: Ожидаемое воссоединение Зарубежной Церкви с Церковью в Отечестве — событие большого символического значения для всего нашего народа, который в ХХ веке пережил трагедию разделения, порожденного революцией, Гражданской войной, последующим насилием богоборцев. Слава Богу, теперь все это в прошлом. Конечно, путь к единству после разделения длиною в десятки лет не может быть легким. Но мы чувствуем, как быстро растет взаимопонимание. Ключевые вопросы, которые еще недавно воспринимались как препятствие для общения, уже по существу решены. За два года созданные для этого комиссии проделали большую работу. Еще предстоит урегулировать некоторые проблемы канонического характера, однако это не займет чересчур много времени при наличии доброй воли. А она есть.
Единства ждут верующие и в России, и за рубежом. Опыт последних лет особенно подтверждает это. Ведь помимо комиссий, которые вели официальные переговоры, Россию посетили много паломников из Русской зарубежной церкви. Активно развиваются отношения между нашими духовными школами. Мы вместе молимся, вместе поклоняемся святыням, вместе обсуждаем проблемы, стоящие перед обществом.
Что касается точной даты, когда наш путь к единству будет пройден до конца, — могу понять любопытство журналистов, но ответ один: когда Богу будет угодно. Однако мы видим, что с каждым днем единение приближается. То, что еще вчера в наших взаимоотношениях казалось невозможным, сегодня предстает как реальность. Многое зависит от результатов предстоящего в мае Всезарубежного Собора, на котором, вероятно, будут высказаны все имеющиеся за границей мнения. Архиерейский Собор Русской православной церкви еще в позапрошлом году принял принципиальное решение в пользу единства — на тех основаниях, которые к тому времени были уже двусторонне обсуждены.
Елена Яковлева
Дата публикации 22 апреля 2006 г.
***