Филипп суперСтарк. Самый экстравагантный дизайнер современности живет на собственном острове и ненавидит капитализм
Самый экстравагантный дизайнер современности, продолжатель дела Дали Филипп Старк выпускал мебель для Пьера Кардена, оформлял апартаменты Миттерана, а теперь обустраивает дома российских банкиров на Лазурном Берегу и открывает в Москве один из экстравагантных ресторанов.
Филипп Старк — автор множества архитектурных проектов. Он прибыл в Москву открыть ресторан в клубе для миллионеров, а заодно отужинать с Хазановым, Гафиным, сыном экс-президента Молдовы Сергеем Лучинским и господином Мельниченко, чей дом Старк отделывает на Лазурном Берегу.
Маэстро не опоздал на встречу, но был эксцентричен и резок. Сняв алые кожаные перчатки, решительно приступил к делу: «Итак, дорогуша, начнем говорить…»
— Почему вы занимаетесь дизайном?
— Это позволяет говорить, не произнося ни слова. Но если вы попадаете в то место, которое декорировал я, вы непременно почувствуете мое послание. Поскольку я получил очень религиозное образование, для меня существовать — это пытаться кому-то помочь. Поэтому то, что вы видите перед собой, — это не знаменитый дизайнер, это служанка с веником. И я прибираюсь…
Вам повезло, вы журналист. Вы можете изменить мир всего лишь одной вашей статьей. Политик может изменить мир всего лишь одним законом. Певец может изменить мир одной песней. Мне, чтобы изменить мир, необходимо каждую вещь сделать буквой в слове, а слова сложить в фразы, выражающие идею.
— Свою жизнь вы называете трудной…
— Прошел через многое, пил, курил… Мое детство кажется мне сейчас одним гигантским куском промерзлой и непробиваемой скуки. Школа — это вообще какой-то страшный суд: все тебя стараются заставить что-то делать… Я неделями в школу не ходил.
— Почему ножки для ваших ламп сделаны в виде автоматов?
— Мы все счастливо живем, сытно едим, одеваемся, у нас хорошие машины и прочее. А когда мы смотрим телевизор, узнаем, что каждый день тысячи людей умирают. Я против гонки вооружения. «Поэтому мне захотелось просто напомнить об этом. Покупая такую лампу и ставя ее к себе в комнату, вы будете думать: оружие убивает одних, но приносит деньги другим. Я использовал беретту — для Европы, автомат Калашникова — для России, и М16 — для США. Оружие покрыто золотом, потому что есть непрерывная связь между войной и деньгами, черный абажур символизирует смерть, а маленькие кресты внутри него напоминают, что смерть — это не абстракция, она может коснуться и вас».
— Вы создали не только дизайн ресторана, но и спроектировали целый жилой квартал. Применяете ли вы в архитектуре те же принципы, что и в дизайне?
— Делать щетку для унитаза, стул, машину, корабль или город — работа абсолютно одинаковая. Потому что цель одна — заставить нас задуматься о жизни. Меняется только масштаб работы. И я могу вам сказать, что намного сложнее придумать стул, чем целый город.
— Вы спроектировали много прекрасных отелей. Не хотите ли вы создать отель в Москве?
— Не знаю, не знаю. Отель, как и ресторан, хорошее место, чтобы передать опыт. Потому что люди не только едят, они спят, в том числе и друг с другом, они живут. Это очень интересно. У меня есть несколько предложений, не знаю, что из этого выйдет. Но я занялся бы этим с охотой. Знаете, я ведь русский по происхождению. Мои предки были астрономами в России в XIV веке. И я чувствую связь с русскими. Да, между нами есть связь.
— Как вы описали бы современный русский стиль — в архитектуре, в искусстве вообще?
— О, дорогуша, я абсолютно ничего не знаю об искусстве. Я ни разу не открыл ни одного журнала и ни одной книги об архитектуре и дизайне, я никогда не хожу на выставки. Поэтому понятия не имею. Я работаю один, живу вдали от всего. Завтра я вернусь на свой маленький остров, где живу в домике величиной с эту комнату, где есть кровать, камин, стол и кухня и нет ни электричества, ни водопровода, ни газа. Я живу там с моей женой и двумя детьми. Правда, надо признаться, в двух километрах от дома у меня стоит самолет…
— А кстати, как у вас с личной жизнью?
— О, с ней все так сложно! Я порвал со своей женой два года назад. Потом стал жить со своей новой подругой в Венеции. И однажды сказал ей: «Что-то не ладится у нас с тобой. Ты можешь что-то с этим сделать?» Она ответила: «Нет». Я сказал: «Отлично. Потому что в этот день четыре года назад я женился, в шестнадцать часов. Сейчас пятнадцать тридцать, через полчаса я позвоню своей жене и попрошу ее выйти за меня замуж еще раз»…
— Какое ваше любимое место в доме?
— Конечно, кровать, потому что я сплю на ней с любимой женщиной. И кухня, потому что я готовлю там еду для любимой женщины. Как и все, я хочу быть любим, хочу быть самым красивым для женщины, которая меня любит. Я хочу быть достойным жизни. Мне стыдно, когда кто-то совершает плохой поступок, я пытаюсь исправить все за этого человека. Если я сам делаю что-то нечестное, я пытаюсь переделать это. Я чувствую вину. Чувство вины — хороший двигатель.
— Вы считаете Москву городом будущего?
— Ну, возможно, Москва, если вы постараетесь, может стать столицей мира, важнейшим городом на земле. В начале века у вас в стране возникли такие потрясающие идеи! Как коммунизм, например. Но сделано все было очень плохо. Это был провал. Но провал не потому, что идея была неудачной. Я продолжаю верить в идеи коммунизма, просто их нужно воплотить в жизнь иными способами. Очевидно, что капитализм — дерьмо, не оправдавшее себя. Мы должны срочно придумать новую политику, или что там еще, новые идеи о разделении благ. В сегодняшнем мире так много «роллс-ройсов», бентли и т.д. Богатые становятся богаче, а бедные — еще беднее. Меня не смущают богатые, я не против них, но я вижу и людей, которым нечего есть… Глупо не замечать того факта, что общество, в котором очень бедные соседствуют с очень богатыми, не выживет. Потому что, когда у бедных действительно не будет еды, когда дети начнут умирать, они пойдут есть богатых. Но если свобода нужна вам только для того, чтобы купить новый «роллс-ройс», — очень жаль.
— Самая популярная модель вашей мебели?
— Пластиковый прозрачный стул. Это демократичный дизайн. То есть высокое качество при низкой цене. Не знаю, сколько он стоит в России, но в Европе он вполне доступен. Я смешал стили, Людовик XIV, XVI и я не знаю, что еще, затем я применил высокие технологии, чтобы сделать что-то действительно функциональное. Я сделал его абсолютно прозрачным. Во-первых, потому что это часть цивилизации, которая стремится к уменьшению и прозрачности. Пример — компьютер: сначала был с комнату, потом со шкаф, сегодня он размером с кредитную карту, а завтра, возможно, это будет микрочип. Т.е. объем уменьшается, функциональность повышается. Все вещи должны быть такими.
— Как выглядел Елисейский дворец, который вы декорировали для Миттерана?
— Елисейский дворец — символ высшей власти, эталон классицизма…Последним частным владельцем знаменитого поместья был маршал Франции Мюрат, который передал дворец во владение императора — с этого момента история Елисейского дворца связана с историей страны. Последние перемены в личных апартаментах были сделаны уже при президенте Франсуа Миттеране. Я сделал апартаменты функциональными, но в них осталось место истории, осталась роскошь, свойственная власти. Президент Жак Ширак оставил здание в неприкосновенности.
— На открытии вашего ресторана было много бизнесменов. А кого из политиков бы вы хотели увидеть в вашем необычном заведении?
-Вашего президента.
Из досье «РГ»
Старк занимался разработкой дизайна бутиков самых известных фирм. В 1990 году участвовал в Биеннале искусств в Венеции наряду с архитектором Нувелем. Кажется, нет предмета, который бы его не заинтересовал. Он создал факел для зимних Олимпийских игр 1992 года, оптическую компьютерную мышь для компании Microsoft; телефонный аппарат в виде крючка…
Его вещи всегда содержат секрет, мыслительную провокацию. По мотивам дизайна Старка можно формировать психиатрические тесты, так как его объекты вызывают у наблюдателя самые разнообразные ассоциации. В этом Старк является прямым продолжателем Сальвадора Дали.
Живет маэстро весьма аскетично в очень маленьком доме на собственном острове поблизости от испанского местечка Форментера. Старк находится там столько, сколько способны работать без подзарядки аккумуляторы мобильного телефона и ноутбука, благодаря которым он осуществляет управление своим «чрезвычайно компетентным парижским офисом». На острове Филипп Старк выращивает экологически чистый рис и устриц, коими якобы и питается.
«Российская неделя» № 83 (4049) от 21.04.2006
***