Теперь продавцам «паленого» бензина не поздоровится. С сегодняшнего дня к моторному топливу будут предъявляться экологические требования, соответствующие «Евро-3». Об этом на пресс-конференции заявил Леонид Бочин, руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы.

В 2005 году в столице было зафиксировано 90 тысяч случаев поломок автомобилей из-за «паленого» топлива, что составило половину всех обращений автовладельцев на станции техобслуживания. С каждым годом ситуация становится все хуже и хуже. От некачественного бензина у автомобилей в первую очередь «портятся» свечи системы зажигания. На долю таких поломок приходится около 35 процентов всех «несчастных случаев», еще 20 процентов — на топливные фильтры, около 15 процентов — на форсунки, остальное — на другие элементы системы питания.

Еще больший вред некачественный бензин оказывает на здоровье человека. Дело в том, что почти 90 процентов всех выбросов в атмосферу осуществляет именно транспорт. Через выхлопные трубы автомобилей, которых, по данным ГИБДД, сейчас в столице насчитывается 3,5 миллиона, в воздух попадает более двухсот химических веществ.

О степени их вредности можно судить по одному из самых токсичных элементов, добавленных в бензин, — свинцу. Высокое содержание его в крови вызывает ряд тяжелых заболеваний.

С января прошлого года в столице начались проверки городских АЗС. За 2005 год было проверено 227 автозаправок. На 49 из них, а это почти треть имеющихся в Москве, выявили пробы моторного топлива, не соответствующие требованиям. Из них в 32 пробах была превышена концентрация свинца, еще в 32 — концентрация серы, а в 27 обнаружено несоответствие по октановому числу. В результате проверок было вынесено 49 постановлений о привлечении к административной ответственности. По 23 из них штраф уже оплачен. С начала этого года было проверено еще 56 АЗС и отобрано 198 проб. На 9 АЗС выявлено 11 проб моторного топлива, не соответствующих экологическим требованиям.

С каждым годом количество машин увеличивается в среднем на 150 тысяч, а значит, возрастает нагрузка на экологию. Поэтому с 1 января 2006 года в соответствии с постановлением правительства Москвы, принятым в 2004 году, вступили в действие повышенные по сравнению с 2005 годом экологические требования к моторному топливу, соответствующие Евро-3. «Согласно этим нормам, содержание свинца в бензине, по сравнению с Евро-2, уменьшено с десяти до пяти мг/литр, а содержание серы — с 500 до 150 мг/литр для бензина и до 350 мг/литр — для дизельного топлива», — пояснил Бочин.

Новые требования к бензину начали действовать не сразу. Три месяца, до сегодняшнего дня, сотрудники департамента проверяли, смогут ли российские производители бензина выпускать такое топливо. Выяснилось, что могут. Мало того, большинство из них уже производят и экспортируют за рубеж моторное топливо, соответствующее нормам Евро-3 и Евро-4.

Пока за продажу некачественного топлива предусмотрена, как и раньше, административная ответственность. Правда, с конца марта штраф за это увеличился на

1000 МРОТ — до 3000 МРОТ

(300 тысяч рублей). Но этого все равно недостаточно, чтобы «приструнить» вредителей.

Поэтому сейчас подготовлены поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие наказание для торговцев суррогатным бензином от четырех до шести лет лишения свободы. Также подготовлены поправки в КоАП, которые предусматривают увеличение штрафов за торговлю некачественным бензином до 1 млн. рублей. Говорить о том, когда они будут внесены, пока рано, поскольку, по словам Бочина, «законопроект встретит мощное лоббистское сопротивление».

Кстати, в этом году, ориентировочно 6 мая, мэр Москвы Юрий Лужков вручит так называемый «Экологический знак» нескольким АЗС, в которых бензин соответствует всем экологическим требованиям.

Переход столицы на «Евро-3» не ударит по кошелькам автовладельцев, успокоил Бочин.

«Российская газета» № 83 (4049) от 21.04.2006

*