На этой неделе в европейскую часть России наконец-то пришла весна. Настоящая, а не календарная. Но визуально города практически не изменились. Прежде всего, потому, что не поменялся внешний облик прохожих. Одежда, конечно, стала легче, но цветовая гамма осталась прежней: вместо темных пуховиков народ щеголяет теперь в черных кожаных куртках. Иностранцы удивляются: неужели вся Россия ходит в трауре? Модельеры говорят о невероятном консерватизме и конформизме россиян. А психологи убеждены, что поголовная страсть к черным и серым цветам свидетельствует об упадке общества.

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Десять лет назад, когда страна находилось в глубоком кризисе, а большая часть населения в депрессии, специалисты Фонда «Общественное мнение» провели социологический опрос на тему цветовых предпочтений россиян. Тогда же выяснилось, что более 30% респондентов носят в основном черное, около 20% – серое, чуть меньше народа – темно-синее или грязно-коричневое. Желтый, розовый и другие яркие цвета занимали последние строчки рейтинга. Чтобы убедиться, что за последнее время ничего не изменилось, достаточно оглянуться по сторонам.

Бандитская куртка

Черкизовский вещевой рынок издалека напоминает копошащийся черно-серый муравейник. Длинные ряды с верхней одеждой производят впечатление сплошного темного пятна. Среди огромного ассортимента мужских товаров невозможно найти ни одной синей, красной или зеленой куртки. Даже голубые джинсы теряются на фоне серых и черных штанов. Женщинам зазывалы кое-где предлагают бежевые плащи и белые брюки, но большинство отмахивается: «Отстаньте! Вы что, не слышали: белое не носить, обтягивающее не надевать?»

Главным хитом сезона были и остаются черные кожаные куртки. «Они составляют 80% нашего ассортимента. Последние несколько лет мы закупаем только их, потому что они пользуются стабильным спросом. В этом месяце взяли на пробу светло-коричневые куртки, так их никто не покупает», – пояснил «НИ» продавец Армен. «Дай нам вон те «кожанки» посмотреть, – перебивает наш разговор студент Василий Никитенко. – Конечно, черные. Какие же еще? Мы что, по-твоему, не пацаны, а павлины?»

«Если не вспоминать «кожанки» комиссаров, нынешняя страсть к черным кожаным курткам осталась нам в наследство от бандитских 90-х, – рассказала «Новым Известиям» историк, специалист по костюмам Анна Дудник. – Авторитеты различного уровня их просто обожали. Черная «кожанка» одновременно указывала на достаток, внушала уважение и страх. Кроме того, была удобна в «разборках». Поскольку в современном обществе любовь к криминальной культуре очень сильна, то и черные куртки по-прежнему популярны. Правда, сейчас они стали символом не достатка, а дурновкусия».

Как на похороны вождя

Черно-серая гамма – цвета не только рынка. Во многих столичных бутиках складывается похожая ситуация. «Тенденция в выборе черного и серого тонов характерна сейчас как для мужской, так и для женской одежды, – считает коммерческий директор компании Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян. – Последние два сезона эти тона очень модны». Поэтому в новых весенних коллекция темные цвета активно теснят жизнерадостный розовый и оранжевый, доминировавшие ранее.

Но даже в тех магазинах, где основная ставка делается на яркие тона, российский потребитель первым делом покупает то, что потемней. «Я специально задержался в «Бенеттоне», чтобы посмотреть на пристрастия москвичей, и был крайне удивлен, – поделился с «НИ» немецкий дизайнер Пауль Вартенберг. – Висят на вешалке две футболки – одна голубая, другая темно-серая. Первая выглядит гораздо привлекательней, но почему-то примерять берут исключительно вторую».

«Да что говорить! Когда я первый раз спустился в метро, то решил, что сегодня, видимо, похороны вождя, – замечает его спутник Михаэль в ярко-синем пиджаке. – В вагоне все до одного пассажиры были в черном. В моей стране такого нет. У нас носят и белое, и голубое, и розовое. Я вот прекрасно себя чувствую в своем наряде».

Стройнит и не пачкается

«НИ» решили расспросить московских покупателей об их цветовых пристрастиях. Первое, что приходило на ум опрошенным, это то, что темная одежда немаркая. Действительно, в столице белое лучше не надевать. Случайно прислонишься к двери в метро, автобусной остановке, столбу или стене здания, и всё – спина безнадежно испачкана, нужно переодеваться. В предельно запыленном мегаполисе даже самым аккуратным людям сохранить белизну рубашки очень непросто. «На выбор одежды москвичей активно влияет сажа и пыль, содержащиеся в городском воздухе, – рассказали «НИ» в Институте экологии города. – Смешиваясь с потом, эти вещества образуют краситель, который пачкает светлые ткани. Поэтому для многих важным критерием при покупке одежды является именно ее способность выносить воздействие смога».

Кроме того, по мнению директора Психологического центра на Пятницкой Елены Бабиевской, у большинства людей сложился стереотип, что в темном они выглядят элегантней и стройней. «На самом деле это далеко не всегда так, – поделилась с «НИ» дизайнер и художник Елена Теплицкая. – Темные цвета идут не всем. Они подчеркивает любой недостаток кожи. Черный и коричневый могут визуально старить человека. Темный цвет узких вещей четко фиксирует линии фигуры. Поэтому облегающие черные наряды подойдут обладателям хорошей и гибкой фигуры, но не рекомендуются людям с расплывшимися формами и тяжелой походкой. Серый без добавления других цветов смотрится неинтересно, скучно, блекло».

Уйти незамеченным

Впрочем, по мнению специалистов, у желания одеваться в темное есть и более глубокие причины. «Мимикрия, то есть стремление стать незаметным, и заставляют большинство россиян покупать черные «кожанки» и серые свитера», – сказал «НИ» историк моды Александр Васильев. За 70 лет «совка» нам так упорно навязывали ширпотреб, пропагандировали безликость и типичность, что подсознательное стремление слиться с толпой сегодня живет чуть ли не в каждом россиянине. Желание «не высовываться» связано также и с криминальной обстановкой в стране. Люди предпочитают стать незаметными, чтобы не привлекать к себе внимание попрошаек, агрессивно настроенных подростков и, между прочим, милиционеров.

Ограниченность в выборе цветов у россиян уходит корнями в предрассудки. «Практически 90% нашего ассортимента составляет одежда черных тонов, – сообщил «НИ» владелец мужской торговой марки BOS BISON Павел Котин. – Желтое, голубое или даже бежевое массово продать нереально. Российские мужчины более закомплексованы, чем западные. Они считают, что, одеваясь в яркие цвета, будут выглядеть со стороны как лица нетрадиционной ориентации. А это в нашей стране, как известно, считается позорным». По мнению Елены Теплицкой, россияне чересчур консервативны и серьезны. «В яркие цвета одеваются в основном представители творческих профессий – актеры, режиссеры, художники. Деловые люди ходят в черном и сером. Почему-то считается, что бизнесмен в стильной желтой рубашке не может вызывать доверия. Я думаю, это потому, что мы, в отличие от европейцев, до сих пор не научились иронизировать над собой», – замечает г-жа Теплицкая.

Дурной симптом

В том, что россияне предпочитают в одежде темно-серую гамму, большинство опрошенных «НИ» специалистов не видят ничего хорошего. «Эти цвета говорят о тоталитаризме, апатии общества и сумерках сознания, в которых находятся предпочитающие такой стиль одежды люди», – считает Александр Васильев. «Серость и темнота в одежде – это серость и темнота на улице, серость и темнота в сознании, – добавляет социальный психолог Валерия Микулина. – Подобные цветовые предпочтения указывают на нестабильность общества, высокий уровень тревожности россиян, они говорят о душевном упадке. Словом, симптомы не самые лучшие». На то же, по мнению г-жи Микулиной, указывает и символика цвета. Черный – цвет скорби, душевной опустошенности. Серый говорит о бедности и скудоумии. Одежду этих цветов носили беднейшие крестьяне, у которых либо не было денег на окраску ткани, либо желания выглядеть хорошо.

Какие вещи надеть с утра, на 80% зависит от эмоционального состояния человека. «Люди в плохом настроении скорее выберут одежду депрессивных тонов, – полагает Елена Бабиевская. – В течение дня эти цвета «давят» на человека, в результате его эмоциональное состояние только усугубляется.

Чтобы избежать весенней депрессии, психологи рекомендуют оставить темные вещи в шкафу и заняться цветотерапией. «Не стоит ничего бояться, стесняться. Не стоит идти на поводу у своего уныния. Стоит надеть оранжевый свитер или розовую кофточку, и настроение сразу чуть-чуть улучшится, – убеждена Валерия Микулина. – А радостный человек всегда кажется симпатичней и привлекательней».

ОПРОС

Мария БУТЫРСКАЯ, фигуристка:

– Я не замечаю «серой массы» – наверное, потому что езжу на машине. Сама же в одежде предпочитаю черно-белую гамму. Она всегда актуальна и нарядна. Еще люблю розовый цвет, потому что он мне идет. Женщина в любом случае может больше позволить себе в одежде. Наши мужчины предпочитают темное, скорее всего, потому, что у нас и климат неважный, и грязи много. По себе знаю – светлую вещь в городе можно носить один день – и сразу же нести в химчистку.

Бари АЛИБАСОВ, продюсер:

– У людей, одевающихся одинаково, просто нет мозгов. Я ношу яркие вещи, чтобы не сливаться с толпой невежд и лентяев. Мне тоже иногда лень копаться в гардеробе. Чтобы выбрать комфортную, подходящую для того или другого случая одежду, я должен простоять перед шкафом минут 30. Зачастую на это не хватает времени.

Владимир ВИНОКУР, юморист:

– У меня есть одежда разных цветов, но все-таки предпочитаю сдержанные оттенки. Я же ориентацию пока не сменил… Шучу, шучу. Если серьезно, то не в моем возрасте носить броские вещи.

Николай БАСКОВ, певец:

– На сцене я, конечно, одеваюсь ярко. Что касается повседневной жизни, то предпочитаю более скромные расцветки. Насчет «серой массы» – думаю, в первую очередь это связано с тем, что у нас полгода зима. Что вы хотите, ситуация вполне естественная… Хотя, по моим наблюдениям, за границей тоже не бросается в глаза многообразие оттенков мужской одежды. «Серая масса» там тоже есть.

Дарья ОКУНЕВА, Нина ВАЖДАЕВА, Анна СЕМЕНОВА

«Новые Известия»

***