В обзоре российских газет:

    * Осуждена бывший юрист ЮКОСа Светлана Бахмина

    * Духовник Михаила Ходорковского лишен сана

    * Госдума возрождает конфискацию имущества

Светлана Бахмина приговорена к семи годам заключения

«Угроза для следствия»

Семь лет колонии строгого режима получила в среду бывший сотрудник правого управления ЮКОСа Светлана Бахмина.

В материале с заголовком «Техническая ошибка» газета «Время новостей» пишет: «Симоновский райсуд столицы, вынесший подобный приговор, таким образом, превзошел сам себя — согласно закону, в колониях строгого режима в нашей стране женщин не содержат».

Российская пресса рассказывает о том, что суд признал Светлану Бахмину виновной в хищении имущества ОАО «Томскнефть» на сумму 8 млрд. рублей, а также в уклонении от уплаты налогов с физического лица в особо крупном размере — на сумму свыше 600 тысяч рублей.

В том, что приговор будет обвинительным, не сомневался никто. «Время новостей» отмечает: «Несмотря на то что у Бахминой дома остались двое маленьких детей, а в ее защиту не раз проводились акции правозащитников и общественных движений, Генпрокуратура настаивала, что женщина-адвокат может представлять угрозу для следствия».

Но главная темя обсуждения в прессе — оговорка судьи, которая сказала вместо «колонии общего режима» — «колонии строгого режима».

Председатель Общественного совета при Минюсте Валерий Борщев сказал газете «Ведомости», что для женщин строгий режим в действующем законодательстве не предусмотрен, «да и раньше так карали в основном за убийство».

«Коммерсант» очень живо иллюстрирует это заявление. В сегодняшней газете есть заметка с заголовком: «За что женщинам давали семь лет тюрьмы?».

В новейшей российской истории такое наказание за преступления, не связанные с убийствами, получили женщина-следователь, которая пыталась помочь вору в законе бежать из тюрьмы и создательница финансовой пирамиды «Властелина». Все остальные осужденные на такой срок были наказаны за особо жестокие убийства.

Гособвинитель на процессе, прокурор Николай Власов, которого цитирует «Коммерсант», заявил, что «суд вынес правомерное решение», разобравшись «с тяжелым делом».

За что лишают сана?

«Новые Известия» сообщают, что духовник Михаила Ходорковского, бывший настоятель храма Нерукотворного Спаса в Краснокаменске священник Сергий Таратухин лишен сана.

«Гонения на батюшку, — пишет издание, — начались после его встречи в «Учреждении ЯГ14/10″ с Михаилом Ходорковским и последовавшим за этим категорическим отказом освящать административное здание колонии».

После этого священника назначили на отдаленный приход, затем, после нескольких его интервью, запретили совершать богослужения. Теперь лишили сана.

Священник назвал это «настоящей расправой». Пресс-секретарь Московской патриархии заявил «Новым Известия», что «запрет на профессию» отца Сергия «носит дисциплинарный характер».

Адвокат Михаила Ходорковского также комментирует ситуацию, и говорит, что сам священник от дальнейших комментариев воздержится до окончания Великого поста.

На первые же дни после Пасхи намечена пресс-конференция Таратухина, на которой, по мнению «Новых Известий», можно ждать «не только резких слов из уст «разоблаченного» батюшки, но и скандальных разоблачений тех, кому он обязан своей славой».

Также газета приводит справку о тех священниках, которых лишили сана. В новейшей истории это случилось всего шесть раз. В том числе сана был лишен священник, обвенчавший гомосексуалистов.

Снова с конфискацией

Госдума восстанавливает практику конфискации имущества. Поправки в закон обсуждаются сейчас в комитетах.

«Коммерсант» находит, что институт конфискации начали возрождать под флагом борьбы с коррупцией. Однако автор материала Ирина Граник отмечает, что лишать собственности будут не только за имущественные преступления: «Под конфискацию имущества подпадут убийцы, шпионы, мятежники, сутенеры, контрабандисты, незаконные экспортеры, фальшивомонетчики, а также сотрудники компаний, которые «должны были знать» о преступных деяниях их руководства».

Журналист «Времени новостей» Ксения Веретенникова полагает, что Госдума начала обсуждать законопроект о конфискации отнюдь не в рамках борьбы с казнокрадами и взяточниками: «Через полтора года после трагедии Беслана Госдума выполнила данное по горячим следам самого страшного теракта в истории России поручение президента и, по сути, утвердила новую концепцию борьбы с терроризмом».

Автор обращает внимание на то, что поправки депутатов в закон «прописывают право по решению суда конфисковывать имущество террористов, «полученное в результате совершения преступления или используемое для финансирования терроризма».

Кроме того, при конфискации должен решаться вопрос о возмещении ущерба, причиненного потерпевшему. «Хотя, — отмечает журналист, — как показывает трагическая практика, во время резонансных терактов их исполнители погибают, и возмещать ущерб просто некому».

«Ведомости» пишут, что по мнению некоторых депутатов, предложенный перечень преступлений, за которые стоит лишать имущества, слишком широк — 47 пунктов. Где одобрили принятые поправки, так это в ФСБ. «Они не противоречат международным нормам», — сказал сотрудник ФСБ «Ведомостям».

Обзор подготовила Ольга Караулова, Служба мониторинга Би-би-си

четверг, 20 апреля 2006 г., 04:23 GMT 08:23 MCK

Би-би-си

***