27 апреля в Камерном зале Московского Дома музыки состоится церемония вручения премии «Культурное наследие» за заслуги в сфере сохранения и возрождения недвижимого культурного наследия России. В Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ состоялась пресс-конференция, посвященная первым итогам конкурса.

Премия была учреждена год назад год назад некоммерческой организацией «Национальный фонд «Возрождение русской усадьбы», тема первого года конкурса — исторические усадьбы. Планируется, что в дальнейшем конкурс будет проводиться ежегодно, каждый раз он будет посвящен определенной теме — это могут быть памятники археологии, церковное зодчество, промышленная архитектура и т.д.

Нынешний конкурс проводился по пяти номинациям — «Хранитель», «Благотворитель», «Владелец», «Попечитель» и «Популяризатор». В экспертный совет вошли люди, которые уже не год и не два реально занимаются охраной наследия и сами в первую очередь заслуживают такой премии: директор Государственного института искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии Алексей Комеч, директор Института природного и культурного наследия Юрий Веденин, президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский, руководители крупных музеев-заповедников Владимир Толстой («Ясная Поляна»), Георгий Василевич («Пушкинские Горы»), Владимир Длугач («Архангельское»), президент ассоциации «Лермонтовское наследие» Михаил Лермонтов.

Возможно, благодаря столь авторитетному жюри, а может, просто потому, что давно пора иметь такую премию, начинающий конкурс уже приобрел популярность среди тех, кто в силу профессиональных или личных интересов занимается проблемами нашего исторического наследия. Всего было прислано 66 заявок из разных регионов России. Абсолютным лидером по числу участников стала Калужская область, затем следуют Москва, Санкт-Петербург, Костромская, Нижегородская и Новгородская области. По мнению организаторов конкурса, активность регионов в первую очередь объясняется масштабом проблемы. Калужская область — одна из богатейших по числу усадеб, хотя далеко не все из них сегодня в хорошем состоянии. Другой важный фактор — озабоченность региональной власти состоянием своих памятников.

Из пяти конкурсных номинаций наибольший интерес вызвала категория «Хранитель» — заявки присылали музейные работники, краеведы, реставраторы и просто энтузиасты, радеющие за судьбу расположенных по соседству памятников. Наименее популярной оказалась номинация «Попечитель», адресованная в первую очередь работникам органов охраны памятников.

Самые неожиданные результаты оказались в номинации «Владелец». «Мы были приятно удивлены тем, что на нее было прислано целых десять заявок. Ведь это означает, что люди (или компании) не просто приобрели усадьбы в собственность, но уже восстановили их и им есть что показывать», — рассказывает главный инициатор премии, президент фонда «Возрождение русской усадьбы» Виссарион Алявдин. «Владелец», безусловно, наиболее показательная категория. Номинанты занимались восстановлением своих усадеб на средства, заработанные в другом бизнесе, не один год, действуя на свой страх и риск, в условиях полной правовой неопределенности в сфере охраны наследия. Далеко не все из них, когда начинали эту работу, были юридическими владельцами, так как оформление прав собственности на историческую недвижимость — очень сложная и до сих пор неотработанная процедура.

Словом, общество, и в первую очередь деловое сообщество на местах, само взялось за свои памятники, так и не дождавшись, пока ими займется государство. После того как это уже стало очевидным, Министерство культуры взяло конкурс под свою опеку. Судите сами: далеко не каждая культурная премия удостаивается часовой пресс-конференции министра Александра Соколова.

Все это заставляет задуматься на тему о том, как формируется у нас культурная политика. В европейских странах тщательно выстроенная политика в сфере сохранения наследия стимулирует бизнес с помощью налоговых льгот и иных экономических механизмов заниматься историческими памятниками. Это дает государству возможность контролировать собственников памятников по всем позициям — качества реставрации, надлежащего содержания, обеспечения доступа желающим их посмотреть. У нас, похоже, все складывается иначе: бизнес стимулирует Минкульт присмотреться внимательнее к тому, кто, как и зачем реставрирует памятники. По словам министра, общенациональная премия в сфере наследия «не разовый проект», тем более что «нашлись готовые структуры, которые позволяют его воплотить».

Александра ТОЛСТИХИНА

Время новостей

N°69

20 апреля 2006

Время новостей

*