19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый автомобиль ВАЗ-2101. Для завода, который был тогда крупнейшим даже по европейским меркам, эта машина стала дебютом. Ее сразу прозвали «копейкой» по последним цифрам в наименовании модели.

Автомобиль был создан по образцу итальянского «Фиат-124», завоевавшего в 1965 году титул «Автомобиль года». Однако, новый ВАЗ-2101 принципиально отличается от своего итальянского «брата». В общей сложности в конструкцию итальянской малолитражки «ФИАТ-124» было внесено свыше 800 изменений: модифицировался двигатель, тормоза, кузов, передний бампер, вес, сиденья и многое другое.

Очень скоро «копейка» стала истинно народным автомобилем, потому что запчасти к ней стоили действительно «копейки». Кроме того, она была сконструирована как машина для автолюбителя. Все просто, функционально, до любого блока можно достать своими руками. ВАЗ-2101никогда не был в свободной продаже, модель расходилась по записи. Поэтому цена на бывшую в употреблении машину намного превышала цену новой. И даже сейчас люди, знающие надежность и простоту обслуживания «ВАЗ-2101», готовы переплатить за нее. Многие «копейки» прослужили своим хозяевам по 20-30 лет без значительного ремонта, некоторые из них до сих пор встречаются на российских дорогах.

ВАЗ-2101 оказался на удивление мощным автомобилем. В 2004 году экипаж команды «СитиМоторспорт» на «копейке» стал первым в свое классе в гонке Historic Touringcar Final (Исторические автомобили класса «туринг»). В абсолютном зачете экипаж занял тридцатое место из сорока девяти участников.

Автомобиль был снят с производства в 1983 году. Но еще в августе 1970 г. он послужил базовой моделью для всей последующей гаммы — автомобилей классической компоновки: ВАЗ-2102, -2103, -2104, -2105, -2106, -2107.

Спустя почти 20 лет эксплуатации первый товарный автомобиль занял почетное место в музее Волжского автозавода, а владелец «копейки» с удовольствием пересел за руль «девятки», подаренной ему ВАЗом.

«Копейка» никогда не была просто автомобилем, она навсегда останется символом эпохи и поводом для ностальгии. В июне 2004 года на Привольной улице в Москве состоялось торжественное открытие первого и единственного в мире памятника «копейке», всенародно любимому автомобилю. В постамент памятника была торжественно заложена капсула с «Посланием автомобильным потомкам».

В том же году, как раз к открытию памятника, Иван Дыховичный снял фильм-дифирамб народному автомобилю. Картина получилась в жанре гротескной комедии с элементами фарса. Символическая «копейка» в течение фильма переходит от одного владельца к другому, проходя сквозь разнообразные судьбы и меняя их. В фильме снялись Сергей Шнуров, Роман Модянов, Андрей Краско, Сергей Мазаев и другие. Сценарий к фильму написал Владимир Сорокин.

Всего завод выпустил 2.702.657 автомобилей ВАЗ 2101, для многих ставших навсегда самым первым автомобилем.

РИА "Новости"

***