В Самарской области с официальным визитом находится делегация Посольства США во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом США в России Уильямом Джозефом Бернсом.

17 апреля в Областной научной библиотеке им. Ленина г-н Уильям Джозеф Бернс принял участие в заседании «круглого» стола «Образование для всех», на котором обсуждались возможности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах. В заседании приняли участие руководители и представители общественных организаций родителей детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Г-н Посол в начале обсуждения отметил, что Самарская область один из немногих регионов России, где создаются условия для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. «У вас накоплен определённый опыт работы с такими детьми, но поскольку активная работа ведётся в этом направлении только последние 6 лет, а в США эту проблему решают последние 30 лет, то нам есть чем поделиться»,- отметил г-н Бернс.

Заместитель министра образования и науки Самарской области Юрий Валентинович Зелепухин, рассказал собравшимся о том, что в губернии вышли на новый этап решения вопроса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, осуществляется переход от индивидуального обучения и обучения в коррекционных школах и группах детей с проблемами развития к обучению в общеобразовательных учреждениях. «На сегодняшний день в Самарской области продолжается реорганизация системы специального образования. Работа ведётся по двум направлениям. Прежде всего, это обеспечение своевременного выявления и коррекции детей, отклоняющихся в развитии, и создание для них в образовательных учреждениях условий, необходимых для внедрения интегрированных форм образования. Одним из результатов этой работы стало то, что в нашем регионе около 25% школьников с отклонениями в развитии в прошлом учебном году обучались интегрировано, т. е. в массовых школах по месту жительства, а не в школах-интернатах»,- сказал Ю.Р. Зелепухин.

Справочно:

Реорганизация системы специального образования начата в Самарской области в 2000-2001 годах. Работа, проводимая Правительством Самарской области совместно с общественными организациями, позволила сформировать региональную систему ранней специальной помощи ребенку и семье (2001-2004 г.г.). В её состав входят областная лаборатория ранней помощи и 13 территориальных служб. На данном этапе сформирована нормативная база, система обеспечена методически, обучен персонал, поставлено необходимое оборудование. За время работы в систему обратилось около 6,5 тыс.семей, около 3,5 тыс. (из них) нуждается и получают системную помощь. К концу 2005 года закончили обучение по программам ранней помощи около 1800 детей и 80% из них достигли уровня возрастной нормы. Эти дети уже не будут нуждаться в специальных образовательных услугах.

Существенное развитие за последние годы получила система коррекционной помощи детям дошкольного возраста. Разработан и внедрен в широкую образовательную практику целый спектр мобильных и эффективных форм такой помощи: группы кратковременного пребывания, консультационные пункты, дошкольные логопункты, интегрированные группы, игровые группы. Это позволило без дополнительных финансовых затрат на введение штатных единиц специалистов сохранить возможность получать необходимую помощь детям с нерезко выраженными (речевыми) нарушениями, составлявшими прежде основной контингент специальных учреждений и групп, и привлечь в систему дошкольного коррекционного образования детей с более сложными нарушениями (задержкой психического развития и др.).

Сформированная система интегрированного образования оснащена необходимыми ресурсами: сформирована нормативная база, обучены работающие педагоги «массовых» школ, разработан и используется в образовательном процессе ряд методических рекомендаций и пособий.

Созданная в Самарской области модель специального образования обеспечила достижение следующих результатов:

— начиная с 2002 года, последовательно снижается численность школьников с отклонениями в развитии (за период 2002-2005 г.г.снижение составило около 30%);

— доля детей с задержкой психического развития среди школьников с отклонениями в развитии снизилась с 64% в 2001 году до 51% в 2005 году;

— около 25% школьников с отклонениями в развитии в 2005/2006 году обучались интегрировано;

— все больше детей с выраженными и множественными потребностями включается в систему образования – ранее такие дети считались «необучаемыми» и образования вообще не получали.

Департамент информационной политики и массовых коммуникаций аппарата Правительства Самарской области

*