В настоящее время ведется проработка пяти маршрутов с использованием в качестве транспортного средства, предложенного для проектирования и строительства акционерным обществом Нептун-Судомонтаж, скоростного катамарана вместимостью порядка 40-60 человек.

Это могло бы оказать существенную помощь городскому наземному пассажирскому транспорту в период навигации, где эксплуатирующая организация, располагая флотом порядка 60 скоростных катамаранов, могла бы обеспечить перевозку около 2,5 тысяч пассажиров за 1 круговой рейс, или 300 пассажиров в час по каждой линии. Ведется проработка создания такой управляющей компании силами ГУП Мосгортранс, Московского речного пароходства и Столичной Судоходной компании.

1. Будут ли открыты новые туристические маршруты в этом году?

Валентин Груздев:

За последние 5-7 лет туристические маршруты в принципе стабилизировались. И самый напряженный, насыщенный маршрут — Москва — Санкт-Петербург — Москва. Его обслуживают суда Московского, Волжского, Северо-Западного судоходства, также обслуживает его Столичная судоходная компания. Особенность его в том, что они сдаются во фрахт иностранным турфирмам. Из-за низких горизонтов воды за последние 4 года практически не работает линия Москва — Н.Новгород — Москва. Поэтому, заботясь о рекреационных потребностях москвичей и гостей столицы, мы в этом году взяли в аренду 2 теплохода — «Феликс Дзержинский» и «Григорий Пирогов», которые совершат 39 турмаршрутов продолжительностью от 3 до 11 дней. Каждый может выбрать себе наиболее подходящий. В зависимости от класса каюты и полноты рациона питания стоимость путевки колеблется. Естественно, она снижена для детских путевок. На сегодня пароходство работает от турбюро, где туроператоры ответят на все вопросы по продолжительности маршрута, объема обслуживания и стоимости. Думаю, для наших граждан это будет полезно и доступно.

Евгений Власов:

Столичная Судоходная Компания продолжает работать на круизных маршрутах. В этом году на маршруте Москва — Тверь сделаны еще остановочные пункты Ново-Окатово и Калязин. Маршрут длится всего двое суток — с пятницы по воскресенье, и, благодаря такому короткому времени, пользуется большой популярностью. На Москва-реке мы планируем открыть новый маленький маршрутик — часовое катание от пристани Воробьевы горы с возвращением на этот же причал без остановок. Многие отдыхающие приезжают на этот причал отдыхать на машинах. И именно этой категории пассажиров очень удобно, что теплоход их вернет к месту отправления.

2. Ожидается ли пополнение флота новыми судами? Если да, то в каком году?

Александр Кисько:

В текущем году пополнение флота Московского речного пароходства и Столичной судоходной компании не планируется. Имеющиеся средства направляются на реконструкцию кораблей и повышение их комфортабельности. В частности, продолжается замена двигателей теплоходов Москва на более экономичные, менее шумные — в рамках действующей программы по улучшению экологической ситуации в Москве.

3. Почему опять поднимают цену на речные трамвайчики? Ведь для большинства они стали просто недоступными!

Евгений Власов:

Основная составляющая расходов по теплоходам — это топливо. Процентов 30-40 — его составляющая в общих расходах судна. Ни для кого не секрет, что топливо дорожает из года в год и даже из месяца в месяц. Когда мы начинали навигацию в прошлом году, стоимость топлива была 12,50 рублей за литр, а в конце навигации стоимость топлива уже выросла до 17,5 рублей. Это примерно около 40%. Поэтому цены так и растут. Мы стараемся их сдерживать, как можем, тарифы поднимаются на уровень ниже подъема топлива + уровень инфляции. Рост цен на топливо остается основной причиной подъема тарифов.

4. Почему на речном транспорте нет льготных билетов?

Александр Кисько:

Городским законом № 70 не предусматриваются льготные категории населения на внутреннем водном транспорте. Поэтому на продолжающих действовать пригородных маршрутах и внутренней паромной переправе действовал социальный тариф, а убытки Столичной Судоходной компании компенсировались из бюджета Москвы. Кроме того, у нас нет на внутреннем водном транспорте автоматизированной системы учета перевозки льготных категорий пассажиров, что вызывает сложности в учете и отчетности по расходованию бюджетных средств. Указанные маршруты имеют альтернативу в обслуживании городским наземным пассажирским транспортом. Поэтому рассматривается вопрос о их переводе на коммерческую основу.

5. Как хранятся суда во время отсутствия навигации? Какую они подготовку проходят к открытию навигации?

Валентин Груздев:

С закрытием навигации все суда устанавливаются на базу отстоя и ремонта флота. При этом четко соблюдаются правила противопожарной безопасности, экологии и санитарии. Суда скоростные на подводных крыльях и суда, имеющие корпуса не из металла, поднимаются на слипы и в доки. С появлением ледового покрытия в акваториях ведутся ремонтные работы, котельные и электросварочные, а затем покрасочные по корпусам судов. Ближе к марту месяцу корпуса судов подвергаются покраске. В то же время, в основном силами судовых команд, ведутся работы по ремонту главных и вспомогательных двигателей, систем, устройств и оборудования. На судах, где проходят и ведутся работы по реконструкции помещений (кинозалов, салонов, вестибюлей, кают) работа ведется весь межнавигационный период. Начиная с марта месяца, проходят покрасочные работы надстроек, палуб и приведение всей технической части к испытаниям. Затем суда предъявляются контролирующим органам и специальной комиссией оформляется ввод их в эксплуатацию.

6. Закупает ли речное пароходство новые суда или же мы все еще ходим на стареньких советских «трамвайчиках»?

Евгений Власов:

Так полюбившиеся москвичам речные трамвайчики были построены в 50-х гг. В 70-е гг. произошла революция в кораблестроении, на смену им пришли новые комфортабельные теплоходы типа «Москва», которые москвичи по прежнему продолжают называть речными трамвайчиками. На сегодня самому старому из этих теплоходов — 35 лет, самому молодому — 20. Каждый теплоход раз в 5 лет поднимается на слип для проведения среднего ремонта и определения износа корпуса судна, а при необходимости и замены его. На судах типа «Москва», даже на самых старых, благодаря тщательному техническому уходу, износ корпуса минимальный, и в ремонте они не нуждаются. А вот речные трамвайчиик, а у нас их осталось 7 теплоходиков, за эти 50 лет своего существования уже полностью обновили свой корпус. И сегодня люди, тоскующие по стилю ретро, еще могут совершить прогулки по Москва-реке на истинно речных трамвайчиках.

7. В 70-х годах мы всей семьей любили прокатиться на речном «трамвайчике» — и нам это было по карману, хотя жили мы и не очень зажиточно. Теперь же при достаточно приличной зарплате прокатиться на «пароходике по реке Москве» семье из 4-х человек весьма накладно. Речной трамвайчик перестал быть доступным для большинства москвичей. Так как же вы собираетесь выживать?

Евгений Власов:

О ценах мы уже говорили. Еще одна из причин повышения цен — что навигация в Москве длится всего 5 месяцев, а 7 месяцев мы доходов не получаем, идут одни расходы. Поэтому очень сложно сдерживать цены и быть рентабельным предприятияем. Поэтому выживаем мы с трудом, беря в межнавигационный период кредит. И с началом навигации при поступлении доходов его погашаем. Несмотря на рост цен, ежегодно, и в том году в том числе, объем перевезенных пассажирова повышается на 10% в год, и в прошлом году составил 1 млн 250 тысяч пассажиров.

8. Как часто обновляют парк в речном пароходстве? Не представляют ли опасности устаревшие посудины?

Валентин Груздев:

Парк флота в московском речном пароходстве с 1990 года не обновлялся. Шел процесс оптимизации его количества и характеристик в целях удовлетворения всех заявок на услуги в перевозках. Сегодня этот процесс завершен и остались корабли, которые постоянно востребованы. Об опасности устаревших судов речь не может идти, так как все они находятся под контролем контролирующих организаций, и на них осуществляются планово-предупредительные ремонты для сохранения категории годности плавания.

Александр Кисько:

Правительство Москвы не имеет доли города в ОАО Московское речное пароходство, и поэтому не может вкладывать бюджетные средства в обновление парка судов. Наше неоднократное предложение о передаче городу Москве федерального пакета акций до настоящего времени поддержки Правительства РФ не получили. Как город занимается реконструкцией собственности, ему принадлежащей, показывает реконструкция аэропорта Внуково после решения аналогичного вопроса.

9. Сколько в Москве речных трамвайчиков? Будут ли закупать новые (или же утилизировать старые)?

Евгений Власов:

В нашей компании истинных трамвайчиков — 7, как я уже говорил, и 32 теплохода «Москва», которые москвичи по-прежнему называют трамвайчики. Потребности приобретения новых судов по объемам перевозок — нет, реквизировать старые не собираемся, ремонтируем и доводим до технического состояния, которое удовлетворяет требованиям правил речного регистра.

10. Какие грузы транспортируют по Москве-реке?

Валентин Груздев:

Основные грузопотоки по Москве-реке — это минерально-строительные и песчано-граненые материалы для строительных комплексов и каменный уголь для ТЭЦ-22 Мосэнерго. В 2005 году минерально-строительных грузов было доставлено 1 млн 487 тысяч тонн и 153 тысячи тонн каменного угля. Другие перевозки осуществляются только по заданию Правительства Москвы, как перестановка мостов с места на место или конкретные задачи, связанные с жизнью столицы.

11. Как вы считаете, укрепление берегов Москва-реки отрицательно или положительно влияет на динамику судоходства?

Александр Кисько:

Конечно, положительно. Это может повысить скорость движения судов, позволит использовать более быстроходные суда, создать стационарные причалы и предохранит берега от размытия.

12. В течении какого времени осуществляется чистка дна системы рек города? Не приводит ли это к тому, что уровень воды в реках с каждым годом понижается?

Александр Кисько:

Указанной проблемой в городе занимается Департамент жилищного-коммунального хозяйства и благоустройства. В том числе проводя акции по подъему затопленных судов. Но это не приводит к понижению уровню воды в реках, поскольку систематически производится обводнение канала имени Москвы и Москвы-реки, и ее притоков — Яузы и других.

13. Сейчас очень много внимания уделяется безопасности перевозки пассажиров на любом транспорте. А как обстоят дела с речными перевозками? Какие средства индивидуального спасения предусмотрены на речных пассажирских судах?

Валентин Груздев:

Безопасность перевозки пассажирова — целый комплекс мероприятий. Пассажирские суды обеспечены надлежащими средствами связи, радионавигационным оборудованием, и надежностью работы механизмов и систем. Для спасения пассажиров на речных судах имеются спасательные шлюпки, спасательные плоты, спасательные круги, и в каждой каюте на каждого человека находится спасательный жилет. Отдельно предусмотрен комплект (приблизительно на 20% пассажировместимости) детских спасжилетов. Мы очень надеемся, что это оборудование нами долго не будет востребовано. В каждой каюте имеется радиооповещение, в том числе принудительное, независимо от того, выключили вы динамики или нет, информация пройдет.

14. Если бы на Вашу отрасль было выделено достаточное количество средств, на что бы Вы их потратили в первую очередь?

Александр Кисько:

В первую очередь на реконструкцию Северного и Южного речных вокзалов, обновление флота, имею в виду для внутригородских перевозок, реализация рассматриваемого проекта создания скоростного катамарана, предложенного АОЗТ Нептун судомонтаж для маршрутных перевозок по Москва-реке в помощь наземному пассажирскому транспорту.

15. Москва — порт пяти морей. А есть ли в городе учебные заведения, где готовят плав-состав? Как обстоят дела с трудоустройством речников?

Александр Кисько:

В Москве существует Московская Академия водного трансопрта, которая уже более 10 лет осуществляет подготовку специалистов в 3-х ступенчатом варианте, включив в себя бывшее ПТУ — Московский речной техникум, и Московский институт водного транспорта. В настоящее время по согласованию с Минобразования России идет укрупнение Водной Академии с присоединением к ней Великоустюгского, Уфимского, Ростовского и Рыбинского речных училищ. Таким образом, она будет готовить специалистов не только для Московского водного бассейна, но и для других внутренних водных путей РФ.

16. Насколько экологически безопасно происходит заправка судов топливом? Нет ли вероятности какой-либо утечки топлива в реку?

Валентин Груздев:

Все суда независимо от класса и габаритов на сегодня оборудованы системой закрытого приема топлива. На нефтезаправочных станциях и на борту заправляемых судов установлены гостированные муфты соединения, которые исключают утечку топлива в реку. Правда, при этом экипажи судов и обслуживающий персонал нефтестанций должны следить за заполняемостью систем.

17. Какие мероприятия намечаются в связи с открытием навигации? Можно ли в них поучаствовать и где?

Евгений Власов:

21 апреля в 10.00 утра на Южном Речном вокзале состоится торжественная церемония открытия пассажирской навигации на Москва-реке. Мероприятие включает в себя построение личного состава флота, гардемаринов, морского клуба Альбатрос, Академии водного транспорта, с выносом знамени столичной судоходной Компании и подъемом флагов на судах, отправляющихся в первых рейс на судах от причалов Южного речного вокзала. На церемонии будут присутствовать гости: Правительство Москвы, Мин. Транспорта, Префектуры, Академии водного транспорта и других. Жители Москвы, прибывшие на эту церемонию, после ее окончания смогут бесплатно на одном из судов совершить прогулку по центру города до причала Киевский вокзал.

18. С какими проблемами Вы обычно сталкиваетесь в начале навигационного периода?

Александр Кисько:

Ежегодно в феврале-марте Департамент трансопрта и связи рассматривает итоги прошедшей навигации и готовность Московского речного пароходства, столичной судоходной компании, канала имени Москвы к новому навигационному периоду. По нашим взаимоотношениям с транспортными операторами самый сложный вопрос — это увязка экономических показателей и расчетов из бюджета города Москвы за сохранение социально-оориентированных тарифов, которые позволяли бы снизить убытки перевозчиков и использовать часть ресурсов для ремонта подвижного состава. По каналу имени Москвы — это реализация мероприятий, связанный с ремонтом гидротехнических сооружений, в которых участвует Правительство Москвы.

19. Какие льготы будут сохранены или введены для пенсионеров?

Александр Кисько:

122-м Федеральным законом сохранены льготы на внутреннем водном транспорте Героям Советского Союза и полным кавалерам Орденов Славы. Учитывая ограниченные возможности бюджета города Москвы по инициативе Департамента транспорта и связи внесением изменений в городской закон № 70, был реализован круглогодичный проезд ветеранам труда и другим льготным московским категориям в пригородном сообщении железнодорожного транспорта. Введение льгот для пенсионеров на внутреннем водном транспорте в настоящее время не предусматривается.

20. Какие пассажирские маршруты пользуются наибольшей популярностью среди пассажиров?

Евгений Власов:

Основной маршрут, который пользуется огромной популярностью среди москвичей и гостей столицы, является маршрут от причала Новоспасский мост до причала Киевский вокзал, который охватывает основную часть центра города и имеет промежуточные остановки у причала «Гостиница Россия», театр Эстрады, метро Парк Культуры, сам Парк Культуры имени Горького, Фрунзенская набережная и Воробьевы горы. Это на Москва-реке. И на канале имени Москвы имеет спрос населения маршрут от Речного вокзала до Клязьменсокго водохранилища. С высадкой на берег на 1 час.

21. Мы с детьми с большим удовольствием катаемся по Москве-реке, когда представляется случай, но расстраивают буфеты: очень слабый ассортимент, нет ничего, кроме пищевого мусора, в продаже буквально несколько наименований чипсов да сухариков. Хотелось бы иметь возможность нормально перекусить на борту. Позаботьтесь, пожалуйста, об этом!

Евгений Власов:

Мы работаем в этом направлении. В навигацию 2006 года на судах прогулочной линии произведен ремонт помещений баров с установкой новой барной стойки и оборудования бара. Как то: электрокипятильники, печи СВЧ и гриль. Поэтому в эту навигацию можно будет пообедать горячей пищей. Будет шашлык, сосиски, мы об этом позаботимся.

22. Коммерциализация нашей жизни приводит к тому, что сейчас активнее развивается банкетно-развлекательное судоходство, а не пассажирские перевозки. Не происходит ли вымывание транспортной сути курсирования судов? И что необходимо сделать, чтоб река стала одним из основных путей транспортировки пассажиров, чтоб помочь разгрузить магистрали города от транспорта?

Александр Кисько:

Вопрос действительно актуальный, в настоящее время ведется проработка пяти маршрутов с использованием в качестве транпортного средства предложенного для проектирования и строительства акционерным обществом Нептун-Судомонтаж скоростного катамарана вместимостью порядка 40-60 человек, что могло бы оказать существенную помощь городскому наземному пассажирскому транспорту в период навигации, где эксплуатирующая организация, располагая флотом порядка 60 скоростных катамаранов, могла бы обеспечить перевозку около 2,5 тысяч пассажиров за 1 круговой рейс или 300 пассажиров в час по каждой линии. Ведется проработка создания такой управляющей компании силами ГУП Мосгортранс, Московского речного пароходства и Столичной Судоходной компании.

23. Какова рентабельность речного флота? Сколько пассажиров за период навигации перевозят суда?

Валентин Груздев:

Рентабельность работы речного флота не очень высока и соствляет в среднем 5-8%. В мосоквском пароходстве за навигацию 2005 года перевезено 57 тысяч туристов и пассажирова, из них 22 тысячи российских и иностранных туристов и 35 тысяч пассажиров в районе города Кимры и Серпухов.

Евгений Власов: Столичная судоходная компания за навигацию 2005 года перевезла 1 млн 250 тысяч пассажиров, как я уже говорил.

24. Какие речные маршруты сейчас существуют? Где можно о них подробнее узнать?

Валентин Груздев:

Кроме туристических судов, обслуживающих линию Москва — С.Пб- Москва иностранных туристов, существует сегодня ряд маршрутов и для российских желающих. Узнать подробности о стоимости, продолжительности можно пот телефону 221-72-22 в Московском речном пароходстве.

Евгений Власов:

В навигацию 2005 было возобновлено движение прогулочных теплоходов в СЗАО столицы по маршруту Строгино-Троице-Лыково. Этот маршрут был закрыт в 90-е гг. как нерентабельный. Учитывая массовую застрйоку мкр Строгино и пожелания жителей и префектуры, в навигнацию 2005 года мы попробовали снова эту линию открыть. Итоги работы малоутешительные. Сработали в ноль, прибыли не получилось. Тем не менее в этом году мы продолжим эту работу в надежде, что жители более активно будут использовать отдых на воде. На Юго-Востоке столицы второй год продолжим работу на линии Марьино-Коломенское. На сегодня опять эти спальные районы Марьино и Братеево мало проявляют активности в прогулках на наших судах. Подробности по телефону — 783-73-44/45, это на канале им. Москвы, и на Москва-реке — 257-71-09/19.

25. Какое количество теплоходов, трамвайчиков, быстроходных ракет и круизных теплоходов будут курсировать по Москве-реке в этом году?

Александр Кисько:

Теплоходов — 32 теплохода «Москва», 7 речных трамвайчиков, 3 ракеты, круизные теплоходы по Москва-реке не курсируют из-за ограничения габаритов по высоте (низких мостов). Кроме того, функционирует около 30 теплоходов банкетного назначения, эксплуатируемых Столичной Судоходной компанией, Московским речным пароходством и ООО «Московский банкетный флот».

26. Рассказывает ли кто-то людям о Вашей работе? Сотрудничаете ли Вы с авторами или, может быть, пишете сами очерки о службе на реках России? Что (кого?) порекомендуете почитать по теме? Люблю подобную литературу и надеюсь на Ваш ответ!

Валентин Груздев:

Прежде всего я хотел бы отметить, что в год 60-летия Победы в 2005 году издана в моем понимании прекрасная книга: «Речники на защите Отечества». Я бы советовал ее почитать. Что касается текущей литературы, то это прежде всего газета «Транспорт России», журнал «Речной транспорт» и газета «Водный транспорт». Эти издания информируют обо всем самом интересном, происходящем в бассейнах России.

27. Каков регламент курсирования частных судов, катеров по системе рек?

Валентин Груздев:

Прежде всего, на частном судне или катере должны быть все документы, разрешающие его плавание. Свидетельство на право собственности, документы российского речного регистра, пожарного и санитарного надзора. В обязательном порядке должны иметься правила плавания, правила технической эксплуатации, лоцманские карты бассейнов, куда владелец собирается пойти, и соответствующие дипломы и командного рядового состава. Нам представляется, пока не введена платность за шлюзование, счастливого пути.

28. Расскажите, пожалуйста, о планах строительства на Химкинском водохранилище яхт-клуба?

Валентин Груздев:

С 1-го января в районе города Долгопрудный образован Хлебниковский яхтенный клуб, который расположен на акватории бывшего Хлебниковского завода. Это яхтенный клуб Московского речного пароходства и рядом там же на обоих берегах акватории еще имеются 4 яхт-клуба. Подробности можно будет узнать на месте.

29. Принятие нового чтения Водного Кодекса повлияло на Вашу работу?

Александр Кисько:

Повлияло отрицательно. Водный налог в настоящее время предприятие города перечисляют не в городской бюджет, а в бюджет РФ. Вместе с тем полномочия по его использованию для финансирования меропррятий по обводнению Москвы-реки между созданным федеральным агенством водных ресурсов и федеральным агенством морского речного транспорт не поделены. В настоящее время это сдерживает оплату указанных работ и отрицательно сказывается на финансово-экономическом состоянии канала имени Москвы, который, несмотря на отсутствие финансовых средств, проводит необходимую работу.

30. В Париже простое путешествие на речных трамвайчиках превращено в незабываемое переживание — благодаря прочувствованному тексту, рассказывающему из трубки, присоединенной к каждому креслу, на выбранном мировом языке попеременно то о городе влюбленных и его певцах, поэтах, художниках, то об архитектурных и исторических объектах, мимо которых проплывает катерок с туристами. Все это сопровождается прекрасной музыкой. Такое сочетание выразительных средств заставляет самых несентиментальных туристов прослезиться, а все новых и новых — включать эту экскурсию в свой план посещения Парижа. Как в Москве обстоит дело с таким способом ведения экскурсий? По-моему, надо обязательно оборудовать кресла речных трамвайчиков подобными устройствами. Затраты на них вскоре должны окупиться. А вещание из рупора по старинке, на мой взгляд, устарело, ветер уносит слова и т.п. Даже москвичи с удовольствием послушают оду любимому городу, я уж не говорю о приезжих из других городов России и СНГ и иностранцах!

Евгений Власов:

В 2001 году все теплоходы прогулочные на линии Новоспасский мост-Киевский вокзал были оборудованы качественным профессионыльной трансляцией по всему судну. Сделаны были записи путевой информации с музыкой в перерывах между ними, и на каждом судне во время рейса проводилась информация по тем или иным достопримечательностям, которые видны с борта теплохода. Мы получили неожиданную реакцию: пасссажиры этим нашим нововведением оказались недовольны. Мололдежь хочет танцевать под ро-кмузыку, пожилые москвичи сказали, что лучше нас знают историю Москвы и хотят понаслаждаться тишиной и шелестом речной волны, и лишь процентов 5 нашу инициативу поддержали. Мы приняли несколько другое решение: два рейса в день, в 11 часов и в 16 часов от причала Новоспасский мост на одном из судов, который курсирует по этой линии, приглашаем экскурсовода, который вживую рассказывает о том, что мы видим ис борта теплохода. Об этом даны объявления на каждой кассе причала, и пассажиры уже выбирают, сесть ли на теплоход с экскурсией или пропустить его и сесть на другой, благо интервал движения всего 20 минут.

31. Знаю, что есть плавучие рестораны. А будут ли введены плавающие кинотеатры или бассейны? Может вопрос глупый и из области фантастики, но все-таки, как будут совершенствоваться услуги?

Александр Кисько:

На ряде крупных теплоходов имеются кинотеатры и бассейны. Совсем недавно ГУП «Берега Москвы» было подготовлено коммерческое предложение по плавучему бассейну с инфраструктурой обслуживания отдыхающих. Будет прорабатываться вопрос об их использовании на акваториях города Москвы.

32. В ТВ репортаже было сказано, что в эту навигацию на линию будут выпущены только три судна типа «Ракета». Это правда? Означает ли это практическое прекращение пригородных пассажирских перевозок?

Евгений Власов:

В текущую навигацию на пригородной линии будет функционировать одна ракета, со стоимостью билетов, компенсирующих затраты на эксплуатацию маршрута, к сожалению, из-за отсутствия кадров и сложностей технического обслуживания.

33. Как происходит реконструкция пристаней и вокзалов? В какие сроки, с какой частотой?

Евгений Власов:

Северный Речной вокзал столицы является памятником архитектуры. В будущем году ему исполняется 70 лет. И капитального ремонта не производилось ни разу. Поэтому ССК своими силами ежегодно проводит косметический ремонт здания вокзала. Но это полумеры, которые проблему вокзала не решают. Необходимы крупные инвестиции для сохранения памятника архитектуры. Остальные причины проходят ежегодный ремонт в межнавигационный период. В реконструкции эти причалы не нуждаются.

34. Скажите, а речные трамвайчики очень сильно загрязняют акваторию? Или же это только со стороны так кажется?

Евгений Власов:

Речные трамвайчики — экологически чистый транспорт. Все цистерны — фекальные, топливыне, масляные, — апломбированы, и выброс, даже случайный, нефтепродуктов или фекальных жидкостей исключен. Двигатели отрегулированы таким образом, чтобы исключить дымность этих судов. Что касается акватории Москвы-реки, то она оставляет желать лучшего — пластикове бутылки, банки постоянно можно видеть с борта теплохода. И, хотя капитаны теплоходов регулярно призывают пассажиров не выбрасывать с борта теплоходов мусор, то его, видимо, бросают с берега.

35. Москва — Н.Новгород — Москва — сколько стоит подобный маршрут? Хочется узнать, доступен ли он для рядового гражданина? Мне кажется, что сейчас подобные прогулки по карману лишь состоятельным гражданам.

Валентин Груздев:

В маршрутах работы судов на 2006 год есть такая линия протяженностю 10 суток с посещением Макарьевского монастыря. Путевка для взрослого человека с полным пансионом питания (завтрак, обед, ужин) составляет от 16 до 32 тысяч рублей. Желаем счастливого плавания!

РИА Новости

*