Экспозиция Третьяковской галереи «Пленники красоты» открылась в Самарском областном художественном музее в воскресенье.

Об этом Агентству национальных новостей рассказали в художественном музее. Выставка «Пленники красоты» организована Государственной Третьяковской галереей и Самарским областным художественным музеем. Она посвящена русскому академическому и салонному искусству XIX- начала XX века. Экспозиция состоит из 47 картин.

При всем разнообразии видов, жанров, техник, эти произведения объединяют общие представления об искусстве, его целях и задачах.Определить основную из них можно коротко: воспевание красоты. Красоты природы, красоты женщины, пряной прелести загадочных стран Востока, пикантного обаяния «галантного» восемнадцатого столетия. Авторов подобных работ их противники называли «беспечальными художниками». И в самом деле, «низкие истины», темные стороны действительности, изнанка жизни, социальные и психологические конфликты не привлекали их. Они считали, что искусство призвано возвышать человека над прозой жизни, отвлекать от скуки повседневности, просвещать и одновременно радовать глаз.

Такое искусство требовало больших знаний, эрудиции, огромного трудолюбия и в хорошем смысле этого слова ремесленного мастерства. Не случайно его создатели принадлежали к числу «отличников» академий. Их произведения поражают совершенством рисунка, мастерством композиции, блеском колорита, разнообразием фактурных эффектов, занимательностью сюжетов. Академическая и салонная живопись второй половины ХIХ века в лице наиболее талантливых своих представителей была хранительницей заветов живописного умения и профессионализма.

В России в направлении салонного академизма были свои национальные особенности: бесконечные сцены из боярского быта XVII века, портреты девушек в кокошниках и сарафанах…

Выставка предлагает путешествие по различным историческим эпохам и странам. Мир античности предстает, как эффектное зрелище на картинах Г.И. Семирадского, Ф.А. Бронникова, В.С. Смирнова, братьев П.А. и А.А. Сведомских. Все они работали в стиле «неогрек», воссоздавая античную картину мира, проникая в историю Греции и Рима.

Художники К.Ф. Гун, В.Д. Поленов, М.П. Боткин обращаются к готике, Ренессансу, XVII веку. Один из самых больших разделов выставки посвящен портрету – жанру, с которым традиционно связывается понятие салонного искусства. В картинах И.К. Макарова, К.Е. Маковского, В.К. Штемберга даны блестящие образцы светского портрета.

Сюжетами академической пейзажной живописи для мастеров И.К. Айвазовского, М.И. Бочарова, А.П. Боголюбова, Е.Г. Солнцева стали горные водопады, виды Крыма, морские бури, швейцарские Альпы и озера, закаты и восходы солнца.

На выставке широко представлен излюбленный искусством салона итальянский жанр.

Русское академическое и салонное искусство ХIХ века – значительное художественное явление, давно ждущее специального показа и исследования. Выставка «Пленники красоты» помогает создать более объективную картину развития русского искусства, позволяет восстановить историческую справедливость и отдать дань художникам, внесшим существенный вклад в развитие культуры ХIХ столетия, а также лучше понять истоки многих явлений искусства ХХ века.

www.annews.ru

*