— Уникальный архитектурный ансамбль Царицына будет готов в 2007 году, — объявил мэр Москвы Юрий Лужков. — Будущей осенью введем в эксплуатацию Хлебный дом, а Большой дворец — тоже осенью, но через год.

В Хлебном доме (кухонном корпусе) уже почти закончены работы по усилению фундаментов. Внутренний дворик накроют сферообразной стеклянной крышей, сейчас строители устанавливают специальные конструкции для ее удерживания. А внутри полным ходом идут отделочные работы. В получившемся атриуме москвичи смогут увидеть стены, которые возводил еще архитектор Василий Баженов. Планируется, что здесь будет создан готический зал старинной концертной музыки с органом.

Восстанавливают и Большой дворец, заложенный еще в 1786 году. Его руины вновь превращаются в стены царской резиденции. Строители уже озабочены его внутренней отделкой, а также идет прокладка водопровода, водостока, канализации.

После завершения всех работ здания Большого дворца и Хлебного дома приспособят под современный музейный комплекс. В Хлебном доме разместятся археологические находки, сделанные во время реконструкции ансамбля. А через особое окошко в полу Большого дворца можно будет увидеть исторические фрагменты строения, остатки печей и фундаментов дворца Василия Баженова и дома Дмитрия Кантемира, который еще до Екатерины II был владельцем Черной грязи (так раньше называлось Царицыно).

Екатерининский зал, названный так в честь великой императрицы, будет оформлен в стиле второй половины XVIII века. Сюда из Государственной Третьяковской галереи перевезут статую Екатерины работы Александра Опекушина, которую минувшей осенью вернули москвичам власти Еревана.

Пока Хлебный дом и Большой дворец соединяются только знаменитой наружной галереей-оградой работы Баженова. Но через год между ними появится «подземный коридор», в котором разместятся гардероб, кафе, книжные и сувенирные салоны, туалеты.

По словам мэра Москвы Юрия Лужкова, к 2007 году приведут в порядок 70 объектов усадьбы, площадь которой составляет 550 га.

Сейчас в Царицыне вычищают и углубляют пруды, укрепляют острова. Начаты работы по санитарно-оздоровительной очистке парка. Когда в 1775 году Екатерина II впервые увидела Царицыно, здесь были светлые березовые рощи с большим количеством лужаек. В конце XVIII века специально для разработки концепции парка императрица выписала англичанина Фрэнсиса Рида. Здания Баженова из кирпича и белого камня в сочетании с березовыми рощами создавали веселое, «галантное» настроение. В первой половине XIX века смена вкусов потребовала обновления и парка: в парке появились липы и темнолиственные растения. Руины дворца на их фоне смотрелись весьма романтично. В советское же время парк, увы, превратился в лес.

Уже скоро территория усадьбы, освобожденная от сухостоя и больных деревьев, покажет свои старые аллеи и дорожки, которые, в отличие от других московских усадеб, здесь полностью сохранилась.

Жемчужиной царской резиденции станет цикл выставок под названием «Парад дворцов». «Мы будем «приглашать» сюда сокровища дворцового убранства царских, императорских и королевских дворцов России и мира, например, Версаля, Шенбрунна, — говорит Виктор Егорычев, гендиректор музея-заповедника. — Сейчас идут переговоры с Царским Селом».

Возможно, что уже к 1 июля нынешнего года москвичи увидят первые обновленные объекты: плотину, павильоны Нерастанкино и Миловида, беседку Храм Цереры, Русалкины ворота и башню-руину.

«Российская газета» №79 (4045), 15.04.06

*