Сначала – случай из американской жизни. Хорошо знакомый мне молодой человек шел по улице, курил сигарету. Когда он закончил курить, то бросил окурок на горку мусора, скопившуюся на дороге у тротуара, добавив свой чинарик к десяткам других. Но он не видел, что за ним медленно едет полицейская машина, дожидаясь, видно, когда он проделает то, что делают веками все курильщики.

Короче, его остановили, выписали повестку в суд, причем по двум пунктам: полицейские обнаружили у него также поддельное удостоверение личности. Эти недорогие подделки молодые люди используют, чтобы их пускали в бары, куда лицам до 21 года вход запрещен. Курить у нас в Америке можно с 18 лет, воевать тоже, а вот выпить пива до 21 года нельзя!

Предстал этот юноша перед дамой-судьей, и она вкатала ему за окурок штраф аж в 450 долларов! При этом произнесла страстную тираду против курения. А поддельный документ ее абсолютно не взволновал.

Эта история вспомнилась мне, когда я смотрел комедию сценариста и режиссера Джейсона Рейтмана (сына комедиографа Ивана Рейтмана) под ироническим названием «Здесь курят!» (Thank You for Smoking).

С тех пор, как в 1994 году был опубликован сатирический роман Кристофера Бакли под этим же названием, утекло много воды и были выкурены триллионы сигарет. А также правительство юридическим путем выбило из табачных компаний более двухсот миллиардов долларов отступного за уже причиненный и возможный в будущем ущерб здоровью курильщиков. Кроме того, политически корректная антикурительная истерия достигла сегодня своего пика. Курильщики стали париями нашего общества. Я сам никогда не курил, но терпимо отношусь к праву других людей употреблять легальный никотин.

Тем более забавной и освежающе политически некорректной показалась мне комедия Рейтмана-младшего. Ее героем является Ник Нэйлор (Аарон Экхарт), представитель табачной индустрии по связям с общественностью. Благодаря своему природному артистизму и приятной наружности Ник во время публичных дискуссий по поводу вреда курения легко забивает оппонентов своей демагогией, иногда даже не лишенной здравого (если это слово применимо к сигаретам!) смысла.

У Ника есть серьезный противник в лице лицемерного сенатора Ортолана Финистерре (Уильям Мэйси). Сенатор хочет провести законодательство о помещении изображения черепа с костями на каждой пачке сигарет, что боссам Ника кажется смертельной угрозой для их бизнеса.

Нику приходит в голову оригинальная идея: подключить к пропаганде курения Голливуд. Ирония здесь в том, что консерваторы постоянно обвиняют Голливуд в насаждении вредной привычки к курению. Сцены в Голливуде, где Ник общается с шаржево-узнаваемым артистическим суперагентом Джеффом Мегалом (Роб Лоу), – одни из самых смешных в картине, особенно для тех, кто знает, как устроен и чем живет Голливуд.

Но фильм выходит за рамки рядового пересмешника тем, что, кроме издевательств на политкорректностью и разоблачением цинизма всех участников этой лицемерной борьбы, ставит ряд философских вопросов. Фильм выстроен так, что на определенном этапе довольно циничный Ник начинает задумываться над тем, чем он занимается.

По канонам традиционного кино «больной совестью» Ника должен стать его юный сын Джоуи (Камерон Брайт). Но сам выбор этого мальчика-актера на роль вносит дополнительный элемент моральной амбивалентности в развивающийся сюжет. Брайт прочно обосновался в голливудской нише странных, загадочных и почти всегда пугающих детских персонажей (вспомним «Рождение» или «Ультрафиолет»).

Так и здесь. Вместо того, чтобы сыграть роль противовеса цинизму папы Ника, сын Джоуи обозначает себя как потенциальный наследник своего отца в мире размытой морали и двойных стандартов.

Но картина держится, в первую очередь, на искрометной игре Аарона Экхарта. Этот талантливый актер не достиг статуса голливудской звезды, но мало кто может сравниться с ним в способности одинаково узнаваемо играть и подонков, и достойных людей. Экхарт был очень убедителен в положительной роли в фильме «Эрин Брокович» и неприятно скользким в фильме «В компании мужчин». Его Ник Нэйлор как раз сочетает в себе черты этих двух образов, так точно вылепленных актером в упомянутых выше картинах.

Однако здесь блестящее соло Экхарта дополнено исключительно точной ансамблевой поддержкой таких мастеров, как упомянутый выше Мэйси, а также Роберт Дювалл и Мария Белло, играющая аналог Ника в алкогольной промышленности.

Кстати об алкоголе. Все чаще в американских СМИ слышатся предупреждения о том, что, «достав» Большой Табак, наши прогрессисты теперь примутся за спиртное. На этот случай предлагаю одаренному Джейсону Рейтману тему и название будущего политически некорректного сиквела: «Здесь поддают!».

Сергей Рахлин

Лос-Анджелес

14.04.2006

www.voanews.com

***