Ну что тебе сказать про колбасу? Почему "докторская" не пахнет мясом
Старый советский анекдот: коммунизм — это когда у каждого будет вертолет, чтобы летать в Москву за колбасой. С наступлением капитализма выяснилось, что между наличием вертолета и колбасы прямой связи нет. Вареная, полукопченая, сервелат — все теперь есть не только на прилавках Москвы, но и заштатных райцентров. Однако на всех не угодишь: привередливый народ все чаще жалуется, что колбаса мясом не пахнет. Тогда что же мы едим?
НАШ ОТВЕТ «МАКДОНАЛДСУ»
Колбаса для рядового россиянина была и остается символом сытой жизни. Вот и сейчас, когда продуктов завались, народ по-прежнему на нее налегает. Согласно исследованиям 9 из 10 столичных жителей постоянно потребляют колбасные изделия.
В 2005 году в России выпущено почти 2 миллиона тонн колбас, сосисок, сарделек, карбонада, ветчины. Это почти на 5 процентов больше, чем годом ранее. Плюс импортных колбас завезено 14 тысяч тонн. Получается, взрослый гражданин (младенцы и неимущие пенсионеры не в счет) съедает в день по три приличных бутерброда. Всякие западные «фаст фуды» отдыхают. В «Макдоналдс» ходит далеко не каждый, а уж тем более не три раза на дню. Наш человек утром делает себе пару бутербродов с «докторской», а вечером на скорую руку отварит сардельки. Мы вообще просто помешаны на вареных колбасах — они составляют 65 процентов производства.
Диетологи бьют тревогу — нация неправильно питается. Специалисты НИИ питания РАМН не устают повторять, что потреблять колбасу следует умеренно. Во-первых, это не еда, а закуска, а во-вторых, надо же для начала узнать, из чего она сделана. Пока лишь отдельные мнительные граждане терзают продавщиц вопросами: кто продукт произвел, какие добавки, какой срок годности? Да кто ж им правду скажет…
КУДА ПРОПАЛ ГОСТ?
Вот мы и попытались выяснить, из чего состоит современная колбаса. Почему, в частности, на «батонах» и упаковках сосисок все реже встречается знакомое всем слово ГОСТ? Во ВНИИ мясной промышленности корреспонденту «Труда» ответили, что в процессе либерализации рынка предприятия получили право выбора — либо работать по ГОСТам, либо разрабатывать собственные ТУ — технические условия.
Большинство копченых колбас и сейчас изготавливаются по старым ГОСТам, а на вареные колбасы они пересмотрены. Стандарты стали более удобными для производителя. Если ГОСТ не дозволяет заменять мясо растительными ингредиентами вроде сои, то ТУ — пожалуйста.
Между прочим, изначально технические условия были даже жестче ГОСТов. Например, в «застойные» времена появились ТУ на «филе говяжье запеченное», «продукты деликатесные из мяса поросят и телят». Тогда для простых смертных даже вареная колбаса была в дефиците, а строжайшие стандарты придумывались, чтобы хорошо кормить партхозактив.
Теперь в соответствии с ТУ кормят простых смертных, но эти стандарты уже другие — либеральные. Считается, что в условиях рынка потребитель сам должен решать, что ему есть, а что — нет. Однако руководитель лаборатории технологии колбас и полуфабрикатов ВНИИ мясной промышленности Анастасия Семенова озабочена тем, что чисто мясных продуктов становится все меньше, а напичканных соей — больше. Без растительных белков уже не производят даже такие «мясные полуфабрикаты», как котлеты, купаты, пельмени.
Либеральные ТУ вытесняют ГОСТы не от хорошей жизни. Нашим мясокомбинатам не хватает качественного мяса. Свой скот мы давно порезали, на колбасы идет перемороженное импортное мясо. А оно дорогое, и, чтобы выдержать конкуренцию, переработчики используют дешевую сою. Как говорит аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Лариса Дорогова, в расплодившихся повсюду мелких цехах лепят пельмени и колбасы как попало, они часто нигде не зарегистрированы и ни перед кем не отчитываются. Вице-президент РАСХН Евгений Сизенко заявил корреспонденту «Труда»: из 516 средних и крупных мясоперерабатывающих предприятий, за которыми есть контроль, с убытками работают почти 200. А мелких цехов около 4 тысяч — для них никакие ГОСТы и ТУ не писаны. Когда в начале перестройки узаконили малый бизнес, случайно или намеренно забыли про обязательную сертификацию всей технологической цепочки.
— В Англии сертификация колбасного производства проводится раз в пять лет, — говорит Сизенко. — В последний раз из почти 40 крупных мясокомбинатов претензии были к 17. В итоге у них изъяли лицензии и дали срок на исправление недостатков.
У нас в полуподпольный колбасный цех гипотетически тоже может заглянуть сан-эпидслужба, но, полагаю, все понимают, как будет «решен вопрос».
ПРИЛАВОК — КАК РУЛЕТКА
Спрашивается, а кто мешает таким «цеховикам» написать на упаковке с сосисками или колбасой слово ГОСТ, а вместо мяса положить туда сою? Оказывается, никто и ничто не мешает. Руководитель Международной конфедерации защиты прав потребителей Дмитрий Янин рассказал корреспонденту «Труда», как зимой они нашли в Екатеринбурге такую с позволения сказать «колбасу». Это стало общепринятой практикой, но ни один производитель не понес серьезного наказания. К слову сказать, почти вся поставляемая на мировой рынок соя генетически модифицированная. Нас успокаивают: мол, еще никто не доказал, что это опасно для здоровья. Но ведь и никто не доказал, что трансгены безопасны. А мы, получается, вместе с бутербродом эту сою жуем на завтрак, обед и ужин.
Срок годности колбас, сосисок, ветчин и полуфабрикатов — отдельная песня. Торговля постоянно требует, чтобы производитель срок увеличивал. Что он и делает за счет использования консервантов, вакуумных упаковок. Да и сами труженики прилавка не гнушаются переклеить этикетку, продлевающую срок годности колбаски.
Получается, при каждом визите в магазин мы рискуем купить недоброкачественный продукт. Но все-таки есть способы отличить настоящую колбасу от ненастоящей.
Вот какие советы дает заведующая лабораторией ВНИИ мясной промышленности А.Семенова:
— Просите продавца показать этикетку на батоне колбасы — там должна быть информация, из чего продукт сделан. А лучше всего и на вкус попробовать.
Если вареная колбаса слишком яркая — значит, слишком много красителей. У сосисок и сарделек обязательно должна быть подкопченная корочка — иначе при варке развалятся.
Не обольщайтесь надписями типа «продукция выпущена из охлажденного мяса» — это, скорее всего, рекламный трюк. Свежего мяса очень мало, и даже лучшие цеха вынуждены работать на мороженом сырье.
Если сырокопченая колбаса слишком твердая, то она давно хранится.
Чаще всего хорошая продукция та, что стоит дорого. И если комбинат с хорошей репутацией, то лучше покупать именно его колбасу и ветчину.
В килограмме «докторской», сделанной строго по ГОСТу, — 700 граммов свинины, 250 — говядины высшего сорта, немного яиц и молока. А если «докторская» делается по ТУ, то мяса может быть на 200, а то и 300 граммов меньше, вместо него — соевый белок и вода.
АНЕКДОТ НА ТЕМУ
Директор мясокомбината спрашивает коллегу: «Почему мою колбасу не берут, а твоя нарасхват? Из чего ты ее делаешь?» «Ну, берешь кости, крахмал, сою, добавляешь мяса для запаха…» — «А, так ты еще и мясо туда кладешь?!»
«Труд» №66 (24994), 14.04.06
***