На этой неделе первый заместитель министра внутренних дел РФ генерал-полковник милиции Александр Чекалин сообщил о проекте создания дорожной милиции. Новость сразу же вызвала большой резонанс. Все хотят знать детали. Пока это только идея, которая разрабатывается в МВД. Но все очень серьезно: готовится эксперимент, и вполне возможно, первые дорожные милиционеры появятся уже в нынешнем году. Они будут ловить не водителей — это важно! — а преступников, промышляющих на магистралях.

По замыслу новое подразделение милиции не будет дублировать автоинспекцию. Его сотрудников должно меньше всего волновать, есть ли аптечка или огнетушитель у автолюбителя. Они не будут сидеть в засаде с радарами или просить дыхнуть. Их задача: ловить преступников и помогать водителям.

Суть идеи. МВД нашло на дорогах 17 стационарных постов милиции, работа которых совершенно неэффективна. Они либо дублируют друг друга, либо расположены так, что любой нарушитель закона может их легко объехать.

Теперь на их месте предлагается разместить дорожные отделения милиции. По проекту в дежурной смене будет пять-шесть человек: оперативники уголовного розыска, дознаватели, эксперты-криминалисты и пара бойцов ОМОНа на случай криминального ЧП.

Ведь, как правило, преступники пользуются тем, что у милиции часто руки не доходят до отдаленных дорог. А сами водители-жертвы, предпочитали ехать своей дорогой и радоваться, что остались живы. Искать милицию, если вас ограбили на шоссе далеко за городом, дело неблагодарное. Даже если рядом был пункт ДПС (который территориально не отвечает за местность), там могли спокойно отфутболить водителя в какое-нибудь ближайшее отделение милиции. Или не ближайшее. А его — это отделение — еще надо найти в деревне или в городе, да еще приехать именно в то, которое отвечает за тот километр. А как это узнать?

В общем, желающих тратить время и связываться с милицией, особенно если украли «всего лишь» барсетку на автозаправке, — мало.

Как по проекту изменится ситуация на дорогах? Как уверяют в МВД, водителю будет достаточно обратиться в ближайшее отделение дорожной милиции. А там сразу придут на помощь.

По проекту у дорожного отделения милиции будет своя подведомственная территория — участок данной автомагистрали определенной, например, километров сто. На трассе должны появиться указатели с телефонами ближайшего дорожного отделения милиции.

Главный плюс дорожной милиции: оперативные группы будут быстро добираться до места преступления, пока следы еще не остыли. Если потребуется, оперативники всегда могут запросить любую помощь: все ДОМы будут подключены к единым милицейским базам данных.

   Комментарий

Владимир Федоров, член Совета Федерации от Карелии, бывший начальник главного управления ГИБДД МВД РФ:

— Проблема преступности на дорогах — это проблема не новая. Я безоговорочно поддерживаю Александра Чекалина в том, что необходимо упорядочить количество постов на дорогах. Это необходимо сделать хотя бы для того, чтобы дорожно-патрульная служба стала настоящей патрульной службой. То есть чтобы пост контролировал не только состояние безопасности дорожного движения, но и криминальную обстановку.

Сейчас количество постов неоправданно велико. Неоднократно предпринимались попытки по сокращению их числа. В 2000 году вышло специальное постановление правительства по сокращению постов, и тем не менее их число не уменьшается, а увеличивается. Но создавать новую «дорожную» структуру в МВД я считаю неоправданным.

В 1992 году, когда разгул преступности на наших российских дорогах достиг апогея, было принято решение и подписан соответствующий приказ о создании контрольных постов милиции, сокращенно КПМ. В отличие от постов ГАИ, которые занимались вопросами обеспечения безопасности и регулирования движения, на них дежурили, помимо работников ГАИ, которые обеспечивали работу с транспортными средствами, с водителями, сотрудники уголовного розыска, сотрудники ОБХСС (ныне ОБЭП) и сотрудники патрульно-постовой службы в качестве силовой поддержки. Где-то года два проработала эта система в полную силу, а потом ушли работники криминальных служб и на этих постах остались только работники ДПС. Я считаю, что можно возобновить прежнее взаимодействие, не создавая при этом новые подразделения, параллельные ГИБДД. Последнее, мне представляется, будет тратой времени и денег.

И опыт, подтверждающий эту точку зрения, у меня есть. Дело в том, что где-то в 1995 году у нас проводился эксперимент по созданию дорожной милиции. Тогда было создано одно подразделение в Краснодарском крае на государственной дороге. Года полтора они отработали, а потом пришлось выносить вердикт о ликвидации этого подразделения, потому что не получилось взаимодействия ни со службой ГАИ, ни с районными отделами внутренних дел, которые в конечном итоге отвечают за криминальную обстановку на территории всего района. Ведь именно они должны возбуждать дело, а районная прокуратура должна надзирать за ним. Не получился этот эксперимент.

Я поддерживаю Александра Алексеевича в желании навести порядок на дорогах, но думаю, что это можно сделать без создания специализированной дорожной милиции.

По-моему, для эффективной работы ДПС необходимо информационное взаимодействие всех структур МВД. В том же Краснодарском крае в год сотрудники ДПС «снимали» с машин примерно 1300-1500 разыскиваемых преступников. Но это там, где уголовный розыск щедро делился информацией с ДПС.

    Мнения

Виктор Похмелкин, депутат Госдумы, председатель «Движения автомобилистов России»:

— Создание такого подразделения, которое бы занималось предупреждением и раскрытием преступлений на автомобильных дорогах, оправдано. Но самый главный вопрос: на сколько удастся сделать эту службу эффективной, не коррумпированной, достаточно профессиональной, ответственной? Еще вопрос: как будут создавать эту службу? Задача, которую обозначил господин Чекалин, имеет под собой серьезные основания. Методы ее реализации оставляют вопросы, на которые у меня ответа нет. Есть серьезная проблема с преступлениями на дорогах, и заниматься ими должны профессионалы, сконцентрированные на этой задаче. Насколько удастся таких профессионалов собрать, мобилизовать и вооружить во всех отношениях, пока сказать не могу.

Антонина Камчатова, сотрудник Ассоциации международных автомобильных перевозчиков:

— Действительно ситуация на дорогах очень тяжелая. Причем криминал не останавливается только на грузоперевозчиках. Страдают и пассажирские перевозки. Происходит огромное количество ограблений автобусов с теми же «челноками». Грузоперевозчики уже давно к этому привыкли. Большинство фур оборудовано приборами слежения, как спутниковыми так и мобильными. Более того, зачастую эти приборы устанавливаются и на груз. Но это не всегда помогает.

Идея МВД, наверное, хорошая. Бороться с криминалом на дорогах надо. Но ведь эффективность борьбы с криминалом во многом зависит и от обеспечения служб МВД. Бандиты оснащены по последнему слову техники, пользуются очень быстрыми машинами. Вопрос, сможет ли МВД так оборудовать новое подразделение? Есть и еще один вопрос. При нынешней коррумпированности, нет ли опасности, что отдельные подразделения срастутся с криминалом?

Владимир Баршев, Владислав Куликов

Дата публикации 14 апреля 2006 г.

"Российская газета"

***