Главный архитектор столицы Александр Кузьмин заявил вчера о том, что большая часть документации, необходимой для начала нового грандиозного проекта московских властей, уже готова.

Речь — о превращении в бессветофорную главной магистрали столицы на всем ее протяжении — от въезда в город на Ленинградском шоссе и далее по Ленинградскому проспекту, по улице Тверской вплоть до Кремля. Проект действительно масштабный, что по объему работ, которые предстоит выполнить, что по цене их. Достаточно сказать, что в его рамках предстоит построить пять новых транспортных развязок, реконструировать три существующие, а также расширить Ленинградский проспект до 8 полос движения в каждую сторону, (сейчас в направлении к области — всего четыре полосы). Кроме того, параллельно с этим будут реконструированы три центральные площади Москвы — Пушкинская, Триумфальная и Тверской заставы. О деньгах, которые потребует реализация этого проекта, Кузьмин предпочел умолчать: «Не мой вопрос», — объяснил он. Тем не менее, как удалось выяснить корреспонденту «РГ», прогнозируемые расходы — 57 миллиардов рублей, или почти два годовых дорожных фонда Москвы. И найти такие гигантские средства нужно в течение именно двух ближайших лет, так как, по словам Кузьмина, поехать с ветерком по Тверской москвичи должны уже в 2007 году.

Для того чтобы журналисты смогли представить, какие именно преобразования ждут улицу Тверскую и все это направление, Кузьмин предложил вчера совершить мысленно путешествие от Манежа до выезда из города. «Под землей в начале Тверской, возле комплекса Охотный Ряд, будет построен еще один многофункциональный комплекс — с множеством магазинов, ресторанов и прочих увеселительных заведений, уместных в центре города, — рассказал он. — Важнее же всего, что реализация этого проекта позволит создать гигантский подземный паркинг — 1,5 миллиона машиномест, куда можно будет убрать автомобили всех чиновников и бизнесменов, работающих в самом центре города. — Погуляв по подземным заведениям, москвичи могут заглянуть на «огонек» и в мэрию, — пошутил Александр Викторович, — так как центр дойдет почти как раз до Тверской, 13.

Еще один подземный многофункциональный центр, построенный на средства инвесторов, появится под Пушкинской площадью. «Предупреждаю вопросы журналистов, — заявил Кузьмин. — Памятник Пушкину трогать не будем, он останется на своем месте. — Зато, проезжая по бульварам, пересекать Тверскую поверху больше не придется — для этого проложат туннели».

Появятся подземный паркинг и место для отдыха и на площади Тверской заставы. А обустройство площади Белорусского вокзала уже идет: об этом проекте — тоже с подземным паркингом и торговым комплексом под землей — «РГ» уже рассказывала. Но появилась там, оказывается, у архитекторов и новая идея — сделать улицу Лесную тупиковой, с единственным поворотом с нее — в сторону области. Поскольку эта зона становится все более обустроенной и пользуется большим спросом у предпринимателей, железнодорожные пути между Белорусским и Савеловским вокзалами решено перекрыть — где связками для переходов, а где для устройства тоже паркингов.

Конфликтных мест, признал Кузьмин, на всем протяжении проекта два: на углу Тверской и Тверского бульвара и в районе станции метро «Войковская». Жители расположенных там домов выступают против шума, который усилится, когда автомобили в ходе реконструкции приблизятся к их родным стенам. Сейчас проектировщики ищут компромиссные варианты, чтобы удовлетворить интересы и города в целом, и отдельно взятых горожан.

«Российская газета» №76 (4042), 13.04.06

*