Если где-то призывник попал в беду… Практические советы солдатам и их родителям
Каждый год весной и осенью тысячи парней пополняют армейский строй, а их родители начинают пачками глотать валидол: все ли в порядке, доходят ли письма, не болеет ли сын? А случись что — кто его защитит? Сегодня МК дает практические советы тем, кто отправляет или уже отправил своего сына, мужа, племянника в армию. Их нам помогли составить председатель Союза комитетов солдатских матерей России Валентина МЕЛЬНИКОВА и председатель правления фонда “Право матери” Вероника МАРЧЕНКО.
Автор фото: МАКСИМ БУРЛАК |
Если избивают сослуживцы
Первое, что необходимо сделать, — обратиться к своему непосредственному командиру (ротному) или командиру части. При этом, по Закону о защите потерпевших и свидетелей, солдат может настаивать, чтобы на время разбирательства его перевели в другое подразделение. Командир части назначит дознавателя-офицера (как правило, замкомандира по воспитательной работе). Если факт побоев подтвердится, командир части обязан направить дело в военную прокуратуру.
Второе — необходимо обязательно пойти в санчасть и зафиксировать побои. Медикам надо объяснить, что синяки получены в ходе избиения таким-то военнослужащим. Проследить, чтобы все было записано в журнале учета медсанчасти. Это необходимо для того, чтобы там не появилась запись, что солдат “сам упал с лестницы”.
Третье. Если солдат не доверяет ни офицерам, ни медикам, нужно попытаться обратиться непосредственно в военную прокуратуру. Здесь может помочь мобильный телефон, поскольку в любой прокуратуре работает круглосуточный номер “горячей линии” (эта информация есть в каждой части). Если солдат дозвонится в прокуратуру, он обязательно должен поинтересоваться, кто принял его жалобу. При невозможности связаться с прокуратурой о случившемся лучше сообщить родителям, и тогда уже действовать будут они.
Если издеваются офицеры
Тут один путь — в прокуратуру. Причем нужно настаивать, чтобы на время расследования пострадавшего солдата прикомандировали к другой войсковой части.
Однако не следует забывать, что у нас еще существует круговая корпоративная порука. Многие следователи прокуратуры тем или иным образом связаны с офицерами воинской части. Некоторые из тех, кто сейчас служит в прокуратуре, начинали обычными строевыми офицерами, поэтому им сложно предпринимать меры против коллег. Поэтому если прокуратура не помогает, следует обратиться в какую-то ближайшую общественную организацию, занимающуюся правами человека. Лучше всего — в местный комитет солдатских матерей. Туда надо прийти вместе с родителями.
Что делать родителям?
Если сын сообщил вам, что его бьют, а командиры и прокуратура не реагирует на жалобы, необходимо тут же подключаться к этой проблеме.
Во-первых, надо взять амбулаторную карту сына и сделать две ксерокопии. Дело в том, что когда ребят призывают, родители и призывные комиссии не обращают внимание на их здоровье. Когда ситуация критическая и парня из-за побоев нужно класть в госпиталь, будет полезным одну копию карты отдать врачам госпиталя, а вторую — в прокуратуру. Тогда они смогут посмотреть, какие заболевания были, что ухудшилось, какие дополнительные потери нанесены здоровью в воинской части. И обязательно настаивать, чтобы провели военно-врачебную комиссию.
Во-вторых, помочь в данном случае может только военная прокуратура. Найти телефон прокурора гарнизона может помочь военный комиссар. Прокурору лучше звонить прямо из военкомата и добиваться того, чтобы на вашу жалобу обратили особое внимание.
Дальше все зависит от ситуации. Если она очень тяжелая и парень один не справится, необходимо кому-то из членов семьи поехать в часть. Даже если он служит в другом конце страны. Если не получается утрясти проблему в части, езжайте в прокуратуру. Постарайтесь попасть не к дежурному офицеру, а к самому прокурору. Обязательно напишите заявление. Опишите подробно, что произошло и как вы об этом узнали. Но никому ни под каким видом не отдавайте подлинники писем сына. Ксерокопии — можно и даже нужно. Отдать оригинал можно только судье лично в руки, если дело дойдет до судебного разбирательства.
Если солдат из-за побоев сбежал домой
Первое, что надо сделать, — зафиксировать побои у врача. Можно просто составить акт, который подписывают трое свидетелей, указав свои фамилии, адреса, — с описанием всего, что они увидели. Хорошо еще и сфотографировать парня, все синяки, ссадины, травмы. Попросите сына написать все собственноручно.
Второе — идите в ближайшую военную прокуратуру, где солдат напишет заявление с просьбой прикомандировать его к части по месту явки и провести расследование. Можно явиться в ближайший комитет солдатских матерей или позвонить в Комитет солдатских матерей России в Москву: (495) 628-25-06. Ни в коем случае не возвращайте сына в часть, как бы ни просили офицеры, как бы ни пугали.
Если солдат сбежал, но домой не явился
Если вам звонят из части и сообщают, что сын дезертировал, не паникуйте. Страна у нас большая, и обычно парню требуется 3—4 недели, чтобы добраться домой.
Если сын так и не явился, необходимо взять его свежую фотографию и поехать в тот населенный пункт, где он служил. Обойдите там все кафе, рынки, магазины. Бывали случаи, что даже в Москве находили таких беглецов.
Попытайтесь поговорить с сослуживцами сына, узнать у них, что произошло, в какое время исчез, искали его или нет. Десять дней его должна искать часть. Если результата нет, обращайтесь в прокуратуру. Еще лучше — в уголовный розыск. Там нужно описать человека, сообщить особые приметы, последнее место пребывания, оставить фотографию (цветные ксерокопии).
Если сын служил на Северном Кавказе, то родителям нужно ехать туда и искать его самостоятельно, по фото. Потому что может оказаться, что парень где-то в рабстве.
Если сын погиб
В случае смерти военнослужащего военная прокуратура возбуждает уголовное дело. Права потерпевшего по делу имеют его близкие родственники: родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, супруг.
Отказ в признании вас потерпевшим может и должен быть обжалован в судебном порядке. Статус потерпевшего очень важен, так как обеспечивает вам возможность следить за ходом расследования, в том числе знакомиться с протоколами следственных действий, знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела.
В ходе ознакомления с материалами уголовного дела следователь не имеет права ограничивать время ознакомления.
Помните: материалы уголовного дела не читают, их переписывают или копируют!
Никогда не подписывайте протокол ознакомления заранее.
Очень часто родители погибших при ознакомлении с материалами дела сталкиваются с такими проблемами:
1. Вас не известили об окончании следствия, либо известили формально, и вы не успеваете ознакомиться с материалами дела.
Получив письмо или телеграмму, где вам сообщают, что следствие завершено и вы можете ознакомиться с материалами уголовного дела такого-то числа в такое-то время, а эти сроки вас не устраивают, в тот же день отправляйте ответ телеграммой на имя прокурора, где указывайте, что такие сроки для вас неприемлемы, что вы настаиваете на ознакомлении с материалами дела, затем укажите, где и когда вам удобно это сделать.
Если вас не ознакомили с материалами, но уже приглашают участвовать в суде, давайте срочную телеграмму на имя председателя суда, в который вас приглашают, с ходатайством об ознакомлении вас с материалами уголовного дела и переносе судебного заседания.
2. Вам запретили делать ксерокопии материалов.
Следователь не обязан делать вам ксерокопии за счет прокуратуры, даже если в прокуратуре имеется копировальный аппарат. Но вы имеете право делать ксерокопии материалов за свой счет. То есть необходимо привезти с собой цифровой фотоаппарат или сканер или копировальный аппарат и бумагу, либо в присутствии следователя делать копии в месте, где это возможно, за деньги.
Если вы признаны в установленном порядке потерпевшим, но получили запрет делать копии, вам необходимо на месте составить жалобу на действия следователя по основаниям ст. 124, 125 УПК РФ, а также сделать соответствующую запись о запрете в протоколе ознакомления.
3. Дело принесли к вам домой.
К сожалению, как правило, такая “забота” о родителях приводит к плачевным результатам: следователь забегает к вам на часок, ничего переписать или откопировать вам не удается. Это не ознакомление с материалами, а профанация.
Самое разумное в таком случае — полностью отказаться даже смотреть на уголовное дело. Но не подписывать никаких отказов от ознакомления. Требуйте письменных объяснений, почему следователь явился к вам домой, а не вызвал вас в прокуратуру. В любом случае ваша задача — полностью переписать все материалы дела (или скопировать их).
СОВЕТЫ ОТ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ
Московский городской военный прокурор генерал-майор юстиции Владимир МУЛОВ:
— Устав предписывает солдату обращаться к своим командирам и своевременно сообщать им обо всех случаях нарушений закона. Кроме того, для принятия сигналов о происходящих правонарушениях в частях круглосуточно дежурят офицеры военной прокуратуры.
В случае самовольного оставления части по причинам “казарменного хулиганства” и прочим незаконным действиям со стороны сослуживцев рекомендую немедленно явиться в прокуратуру для разбирательства. Хочу пояснить, что самовольное оставление части является крайней мерой, и отсутствие в части свыше двух суток по закону рассматривается как преступление, поэтому сбежавшему из части придется доказывать необходимость побега.
Бывали случаи, когда любители “погулять”, боясь уголовной ответственности за самовольное оставление части, придумывали душераздирающие истории о глумлениях и издевательствах в казармах. В ходе предварительного следствия все факты обязательно проверяются, и если они не находят подтверждения, горе-воину грозит наказание.
Если родители получили известие, что в отношении их сына применяются неуставные отношения, рекомендую обратиться непосредственно в военный комиссариат по месту жительства или в ближайшую военную прокуратуру.
Телефоны “горячей линии”:
Главная военная прокуратура — (495) 244-52-75;
Московская городская военная прокуратура — (495) 195-05-09, 195-05-10;
Военная прокуратура МВО — (495) 951-49-20.
Московский Комсомолец
от 13.04.2006
Подготовила Елена ПАВЛОВА.
***