Знаменитый бразильский писатель Паоло Коэльо решил совершить путешествие по великой Транссибирской магистрали из Москвы во Владивосток. Об этом Коэльо заявил на днях на пресс-конференции в Сантьяго-де-Компостела.

Известный эксцентрик, бывший поп-музыкант, в юности поклонник марихуаны, ныне знаменитый писатель Коэльо начал свой путь в литературу именно с путешествия. Правда, тогда он шел пешком, шагом паломника по землям Испании и Галисии. Итогом странствия стала первая известная книга писателя «Записки мага». Там Коэльо заявил о своем кредо: верность Пути, основа человеческой жизни.

В этот раз он выбрал поезд.

Я уже не тот, каким был прежде, сказал писатель, надо жить в соответствии с возрастом. Семь дней пути. 78 остановок. Семь раз – переводить часы.

Что ж, думаю, что Коэльо и в вагоне СВ испытает не менее глубокие переживания, чем в молодости. Коэльо мистик и визионер. А с этой точки, стальная магистраль длиной в 9288 км, это наш русский мистический Нил, священный змей, который вытекая из столицы мирового зла и добра, дотягивается до священного Байкала и, проглотив озеро пресной воды, с новыми силами устремляется к Тихому океану, где находит, наконец, умиротворение.

До Коэльо в подобное паломничество пустился в 1890 году Антон Чехов. Только тогда железная дорога заканчивалась на Урале, и по Сибири Чехов ехал на перекладных, на лошадях с полупьяными ямщиками, ехал почти полгода, с револьвером за пазухой. Пару раз его кибитку пытались догнать волки.

Слава Богу, ныне волки не грозят летящему скорому поезду — повоют в лунную ночь и разбегутся.

Правда, в отличие от Коэльо, у Чехова был мощный стимул — он по собственной воле ехал через всю Россию на Сахалин, чтобы сделать подробный отчет о жизни заключенных. И написал свой «Остров Сахалин», который произвел такое впечатление на императора, что тот дал приказ снять с несчастных ножные кандалы.

А еще раньше Чехова в далеком краю оказался другой писатель — неистовый протопоп раскольник Аввакум. Он был первым знаменитым ссыльным на берегах Байкала и первым оставил потомкам описание этого озера, который счел океаном мистической силы.

И сегодня окрестности Байкала внушают трепет любому мистику.

С востока Байкал подпирают хребты Саян, через которые на Транссиб смотрят глаза горного Алтая.

Может быть, Коэльо не знает, что в последние годы Алтай охвачен мистическим трепетом: алтайцы требуют вернуть в землю мумию алтайской принцессы. Ее тело великолепной сохранности обнаружили несколько лет назад археологи и были поражены. Судя по древесному срубу тело, пролежало в земле несколько сотен лет, однако кожа не истлела и сохранила красоту татуировки, а в белых волосах сверкали украшения.

Когда мумию увезли в лабораторию Новосибирска, по Алтаю прокатилась волна землетрясений, и напуганные язычники стали требовать возвращения святыни на прежнее место.

Мистик Коэльо наверняка почувствует это грозное оцепенение земли.

Наконец, паломника ждет встреча с тенями испанской страсти.

Из Иркутска навстречу движения поезда движется похоронная процессия 1806 года. Это слуги везут в Петербург гроб с телом графа Резанова, того самого, которого безнадежно любила страстная Кончита Аргуэлло из форта Сан-Франциско (тогда форт принадлежал испанской короне). Она ждала его 35 лет! А когда узнала, что жених умер, ушла в монастырь.

Встречу поезда с похоронной процессией мистик Коэльо наверняка заметит, и, выйдя на иркутский перрон, на самом деле окажется в тихом южном местечке, в Калифорнии, поблизости от Тихого океана, в городке под пальмами и кипарисами. Маг увидит, что стоит перед входом на кладбище, где его встретит мемориальная доска, где упомянуто не только имя Кончиты, но и ее «international Romance with Russian Ambassador, count N. Reyanov in 1806».

Несколько шагов вглубь кладбища и вот могила испанской Пенелопы.

В двух шагах от могилы верной Кончиты, стоит мраморное надгробие из двух женских фигур. Слева фигура в светском платье – это Кончита Аргуэлло, справа – фигура в монашеском одеянии – сестра Беата Доминика. Под этим именем она жила в монастыре Санта-Каталина.

Сам монастырь тоже давно снесли, теперь на его месте торговый центр городка Бенисии.

Одним словом, Коэльо выбрал захватывающий маршрут, мага ждут глубокие потрясения. Кроме того, именно в Россию (в казахскую степь) сбежала от Коэльо жена, после его триумфального успеха. Сбежала без всяких объяснений, и писателю пришлось пуститься на поиски жены и ее ответа из Латинской Америки на край света. Об этом писатель сам поведал читателю в книге «Заир».

И последнее.

И до Коэльо были попытки доехать из Москвы до Владивостока. Такую попытку предпринял знаменитый режиссер Питер Штайн. Приступая к репетиции пьесы Чехова «Три сестры» он решил дать почувствовать актерам просторы России и подготовить труппу к восприятию чеховской тоски по Москве. И что же? Они с трудом добрались только до Екатеринбурга, хотя ехали в СВ. У половины труппы возникли психосоматические проблемы. Узнав, что за трое суток они не доехали даже до половины маршрута, Штайн высадил труппу из поезда и самолетом вернулся в столицу.

Надеемся, что Коэльо окажется крепче, и пожелаем ему счастливого пути!

17:34 | 12/ 04/ 2006

Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев

РИА Новости

*