Бесчисленные рейтинги «самых-самых», которые сегодня принято составлять применительно почти ко всем сферам человеческой деятельности, свидетельствуют не только о популярности отдельных политиков, спортсменов или артистов. Если как следует покопаться в том ворохе цифр, на основании которых эти списки формируются, выясняется, что в них содержится гораздо больше информации о нас с вами, чем о звездах и кумирах. Потому что для общества, в отличие от самих звезд и их продюсеров и спонсоров, на самом деле не так уж важно, кто на каком месте окажется. Гораздо интереснее другое — почему мы их туда поставили.

«Известия» совместно с социологами из исследовательского холдинга «РОМИР мониторинг» (они в рамках проекта «Биржа звезд» уже полтора года измеряют рейтинги представительниц прекрасной половины актерского цеха) попытались понять, чем руководствуются россияне, выставляя те или иные оценки всенародным любимицам.

Кто сегодня всех милее?

Главное изменение, которое произошло в этом году в рейтинге ведущих актрис России, не стало сенсацией, потому что давно прогнозировалось экспертами: потеснив № 1 прошлой осени Людмилу Гурченко, до первого места в списке из 120 кинодив наконец добралась героиня сериала «Моя прекрасная няня» Анастасия Заворотнюк. Сегодня ее появление на экране (причем уже не важно, в самом сериале, рекламных роликах или трансляциях всевозможных церемоний) вызывает положительные эмоции у 21,5% россиян (занявшая вторую строчку рейтинга Любовь Полищук проигрывает целых 6%).

Прошлой весной, когда мыльная опера из жизни семьи преуспевающего продюсера только стартовала, предпочтение «няне Вике» отдавали всего 1,7% опрошенных. За год количество переросло в качество и в результате во всей красе проявился так называемый «сериальный эффект» — популярность героев многосерийных постановок растет обычно довольно медленно, но неуклонно — в отличие от актеров «классического» кино, которые могут получить всенародную известность уже на следующий день после удачной премьеры (например, после выхода на экраны «Дневного дозора» Константин Хабенский поднялся сразу на 7 позиций в мужском рейтинге).

Бытие определяет сознание

Однако исследование «РОМИРа» выявило еще две большие группы населения, которые относятся к «прекрасной няне» без особых восторгов: это обитатели городов с населением до 100 тысяч человек (среди них ее рейтинг не дотягивает и до 14%) и россияне, живущие на Урале (13%).

— Повышенные симпатии к Заворотнюк сибиряков (рейтинг — 32%) и прямо противоположные чувства уральцев фиксируется нами не в первый раз, так что есть все основания говорить о своеобразном феномене массового сознания, — утверждает Рубцова. — С точки зрения современной социологии мы его объяснить не можем. На мой взгляд, столь серьезные региональные различия в оценках одной и той же актрисы объясняются не социальными, а психологическими причинами — какими-то вкусовыми предпочтениями, характерными для жителей данной местности. Например, более высокий, чем в среднем по стране, рейтинг Ренаты Литвиновой в Приволжском округе (11,1% против 7,6%) отчасти объясняется тем, что волжанам больше, нежели другим россиянам, импонирует светлый цвет волос.

В свою очередь эксперты из Института региональных проблем предложили «Известиям» именно социальное объяснение провала лидера рейтинга актрис в небольших городах. Большинство этих поселений сложилось вокруг градообразующих, зачастую оборонных предприятий, по которым сильнее всего ударили реформы 1990-х годов. Шок от резкого падения уровня жизни и отсутствия работы был настолько сильным, что именно в этих городах, а вовсе не в сельской местности (как принято считать) люди с наибольшей неприязнью относятся к тому образу жизни, который на всю страну пропагандирует столица. Что любопытно, латиноамериканские сериалы из жизни «плачущих богатых» такого отторжения там не вызвали, но вот история про особенности существования прислуги в богатом российском доме ударила по больному.

Свои и чужие

Пока что единственное научно достоверное объяснение серьезных различий (до 20%) в отношении к актрисам среди жителей разных регионов страны, которое могут предложить социологи, заключается в том, что люди делают свой выбор, руководствуясь самым простым, простейшим и древнейшим критерием «свой-чужой». Например, героиня серила «Бандитский Петербург» Ольга Дроздова (5-е место, рейтинг 11,9%) почти одинаково популярна во всех федеральных округах, за исключением Северо-Западного, где о симпатии к ней заявили всего 5% участников исследования. Там ее участие в проекте, «обличающем» столицу региона, не могут простить до сих пор.

В большинстве случаев решающую роль играет внешность актрисы и соответствие местному темпераменту того экранного образа, которым она больше всего запомнилась, отмечают в «РОМИРе». Так, на юге страны «своей» считают Любовь Полищук («нашу разухабистую казачку», по выражению одного из респондентов), а в Сибири — Нонну Мордюкову (6-е место рейтинга, 10%). В этих регионах их популярность на 5% превышает общероссийский показатель. С такой же симпатией в центре и на Северо-Западе относятся к «столичной» Инне Чуриковой. А в городах с населением свыше 1 миллиона человек как «местную» воспринимают Ларису Удовиченко (10-е место, 7,6%) — и все благодаря когда-то созданному ей образу «городской девушки».

Но еще резче на актерские рейтинги влияют пол и возраст респондентов. Молодежь нашла «свою» героиню в лице Заворотнюк — ее поставил на первое место каждый третий из тех, кому еще не исполнилось 25 лет. А вот на не менее молодую Марию Шукшину подрастающее поколение, что называется, не «запало» (6% против 10% в среднем по стране, 7-е место). Основная причина — отсутствие «налета гламурности», который стараниями глянцевых журналов и телевидения стал чуть ли не определяющим признаком «продвинутости» и современности.

Москва — не Россия?

Если судить по изучаемому нами рейтингу, то ответ на этот вопрос должен звучать совершенно по-жириновски: «да, однозначно». Потому что на первое место москвичи поставили Нелли Уварову — «Катю» из сериала «Не родись красивой», которая в общенациональном рейтинге пока что не значится. А вот рейтинг «прекрасной няни» в Москве уже начал снижаться и сейчас находится на той же отметке, что и весной прошлого года, что свидетельствует о некоторой усталости столичной аудитории от навязчивой раскрутки ее персоны.

Но главное и принципиальное отличие московского списка ведущих актрис заключается в том, что все они получили очень низкие оценки — даже Уварова лидирует всего лишь с 5% поддержки зрителей (см. диаграмму). Дело в том, что подавляющее большинство участников исследования в столице не смогли припомнить ни одной актрисы, которая понравилась им за последние три месяца. Происходит это вовсе не потому, что москвичи не смотрят телевизор или не ходят в кино. Как раз наоборот.

— Москва пресыщена информацией, это единственный город в стране, где больше 40% взрослого населения регулярно заходит в интернет, — напоминает Рубцов. — Кроме того, обилие рекламы с использованием женских образов и больший, по сравнению со страной, выбор зрелищ, который предлагает столица, приводит к тому, что восприятие окружающего мира становится фрагментарным, сиюминутным — люди вынуждены реагировать на множество раздражителей и им трудно выделить и запомнить какой-то один из них.

Количество и качество

Из этого правила есть исключение. Второй актрисой, отсутствующей в общенациональном рейтинге, но, тем не менее, фигурирующей в московском, стала Жанна Фриске (сказалась премьера «Дневного дозора»). Причем среди молодежи ее успех стал просто ошеломляющим — 50% (!) столичных жителей, не достигших 17-летнего возраста, поставили бывшую солистку «Блестящих» на первое место именно в актерской табели о рангах.

Успех Фриске, которая три месяца назад воспринималась зрителями исключительно как певица, свидетельствует: одна из двух главных причин роста популярности актрисы сегодня — количество ее появлений на публике в сочетании с успехом кинопроекта, в котором она задействована. Второй секрет — заработанные десятилетиями любовь и уважение зрителей. На сегодняшний день половина первой десятки самых популярных в стране актрис обязана своим текущим успехом в первую очередь советской кинематографии. А кто-то еще говорит, что мы — Иваны, не помнящие родства.

Левая слава

«Скажите, вы чувствовали себя популярным?» — спросила я недавно артиста Александра Филиппенко, имея в виду давно минувшие дни его работы в Студенческом театре МГУ. «Еще как! Еще как!» — воскликнул Филиппенко. До эпохи сериалов оставалось примерно сорок лет. Телевидение уже вошло в каждый дом, но опричь него еще работали иные механизмы воздействия на эстетические предпочтения трудящихся.

Трудно представить, что люди полвека назад садились в поезд Москва-Петербург, чтобы увидеть Иннокентия Смоктуновского в роли князя Мышкина. Что властителями умов были артисты «Современника», поэты-горлопаны и люди, певшие песни под гитару. Еще труднее поверить в живописные рассказы о «сырах», дежуривших у подъезда в ожидании Лемешева, или о поклонниках, поджидавших у служебного входа Качалова. В кино ни тот, ни другой практически не снимались. Качалов так и вовсе умер еще до наступления телевизионной эры. Лемешев, правда, вел цикл передач на Всесоюзном радио, но это было не причиной его популярности, а скорее ее следствием.

Феномен артиста, добывшего славу служением одной Мельпомене, канул в Лету. Навсегда! Прочие музы, впрочем, тоже не в чести. Это не значит, что добиться известности могут теперь лишь артисты скромных возможностей. Это значит, что между талантом лицедея и народной любовью к нему уже почти нет никакой корреляции. Инна Чурикова — гениальная актриса. Она занимает в московском опросе пятую строчку хит-парада. Чулпан Хаматова — очень талантливая. Она занимает третью. Нелли Уварова — безусловно, способная. Она возглавляет хит-парад.

А вот есть актриса Анастасия Заворотнюк — наша «прекрасная няня». Она на втором месте в Москве и на первом по всей России. То есть, выражаясь грубым современным языком, она круче Уваровой, Чуриковой и Хаматовой, а также (уже по российскому опросу) главнее Людмилы Гурченко, Нонны Мордюковой и Алисы Фрейндлих. Н-да! Характерно, что трех последних имен в московском опросе вообще нет. Для провинции еще существуют кумиры прежних лет, то есть она (провинция), по всей видимости, еще смотрит старое кино и как-то на него реагирует.

Зато интеллектуальная столица России город Москва целиком и полностью подсажена на сериальную иглу. Смотреть старое советское кино тут как-то… непродвинуто, что ли? Надо при этом ясно понимать, что сериальная популярность отличается не только от театральной. Она и с популярностью, которую дарует артисту кино, тоже разнится, и весьма. В первом случае важен кинематографический образ, во втором — социальный типаж. Ведь не случайно России в целом оказался ближе образ разбитной и пробивной провинциалки (Анастасия Заворотнюк), которая всех в столице построила. А столице — образ скромной дурнушки из компании Zimaletto (Нелли Уварова), которая конечно же еще потеряет свою хрустальную туфельку на балу во Дворце съездов.

Популярность во все времена была очень коварной и ненадежной вещью. И уж точно далеко не всегда она была обеспечена золотым запасом таланта. Но теперь талант и слава — это вообще две параллельные реальности. Представим себе, что в скором времени Константин Эрнст запустит сериал «Моя прекрасная (вариант: ужасная) теща». И пригласит на роль тещи… ну хоть ту же Фрейндлих. О, чудо — рейтинг Фрейндлих сравняется с рейтингом Заворотнюк.

Режиссер Кирилл Серебренников сказал в одном интервью, что у современных артистов есть две славы — честная и нечестная, которую не только заработать легче, но и прожить труднее. И кому, с позволения сказать, теперь нужна честная слава? Только совсем уж редким идеалистам. Даром что ли едва взошла на питерском театральном небосклоне звезда Константина Хабенского (а вместе с ней по соседству — и звезда Михаила Трухина), как тут же и погасла. И загорелась совсем в другом месте. На улице разбитых фонарей, где, охотясь за рейтингом, ходят ночным дозором славные менты с симпатичными упырями…

Известия

***