Жажда странствий. $20 млн за неделю невесомости
Настоящих любителей космического туризма смутить сложно: не пугает их ни цена ($200 тыс. за вояж на суборбиту), ни риски для жизни (вероятность не вернуться живым из космического полета оценивается примерно как 1 к 250, в то время как при путешествиях на самолете только 1 к двум миллионам). «Полеты в космос — это серьезное дело, не стоит превращать их в Диснейленд!», — восклицает вышедший на пенсию администратор NASA Дэн Голдин. Но, похоже, и к этим предостережениям любители дальних странствий глухи. Согласно официальным данным, опубликованным компанией Virgin, поступило уже 157 заявок на участие в космических путешествиях.
Первым космическим туристом, побывавшим в 2001 году на Международной космической станции, стал американский бизнесмен Денис Тито. За ним в 2002 году МКС посетил южноафриканец Марк Шаттлворт. За полёты оба заплатили Федеральному космическому агентству России по $20 млн. 1 октября 2005 года стартовал американец Грег Олсен, изначально не допущенный к полетам по состоянию здоровья.
Помимо туризма на российских космических кораблях существуют и частно финансируемые проекты, которые на протяжении нескольких лет стараются разработать собственную ракету-носитель и собственные космические корабли. Первый частный пилотируемый суборбитальный полёт состоялся 21 июня 2004 на корабле SpaceShipOne.
Сейчас в Калифорнии активно ведется разработка SpaceShipTwo — небольшого космического судна, при помощи которого коммерческое агентство по космическому туризму Virgin Galactic, подразделение Virgin group Ричарда Бренсона, собирается доставить желающих за пределы земной атмосферы. Этот семиместный космический корабль с взлетной скоростью 12 км/с доставит туристов на высоту 105 километров и после 15-минутного пребывания в космосе совершит посадку на космодроме в штате Нью-Мексико.
«До полета Тито все лица посещали МКС либо в качестве профессиональных астронавтов (космонавтов), либо приглашенных гостей, не оплачивавших свой визит», — сообщает официальный сайт РусАвиаКом. После полета Тито пять партнеров в программе МКС (НАСА, Российское, Европейское, Японское и Канадское космические агентства) подписали Принципы, касающиеся процедуры и критериев отбора, назначения, подготовки и сертификации членов основных экипажей МКС и экспедиций посещения. Эти Принципы фактически узаконили понятие «космический турист» как составную часть понятия «участник космического полета».
Однако до сих пор едва ли не основным источником заработка в отечественной космоиндустрии остаются коммерческие запуски чужих спутников. Сейчас на этом рынке лидирует Россия: благодаря коммерческим заказам общее число запусков с российских космодромов в 2004 году достигло 23, а с американских — только 16. На ближайшие 10 лет объем этого рынка оценивается в $35-40 млрд, но уже в скором будущем Россия начнет сдавать свои позиции.
Сейчас российская космическая группировка насчитывает 96 аппаратов, значительная часть которых выработала свой ресурс. У США, для сравнения, — 400. На первом этапе программы, который продлится до 2008 года, предполагается вывести на орбиту 18 спутников, из которых 7 будут обеспечивать связь, 3 — следить за погодой (сейчас у России просто не осталось метеоспутников), 2 — спасать терпящие бедствия суда по программе КОСПАС-SARSAT, еще 2 — изучать природные ресурсы с помощью дистанционного зондирования Земли.
Предполагается запустить и еще один российский модуль для МКС. В дальнейшей перспективе, уже после 2010 года, запланирована разработка и запуск российского пилотируемого челнока «Клипер». Задуманы также запуски космических аппаратов к Луне в рамках программы «Луна-Глоб» и к спутнику Марса Фобос.
Однако, согласившись потратить немалые по российским меркам деньги на космическую программу, правительство указало Роскосмосу на необходимость зарабатывать самому. И здесь космотуризм приходится как нельзя кстати.
Первый в мире многоразовый космический корабль для туристов, создаваемый в России, сможет взять в полет сразу трех пассажиров-туристов, сообщила ведущий специалист этого проекта Светлана Дындыкина.
«Со старта до приземления этот полет продлится в течение часа, при этом туристы поднимутся выше стратосферы — выше 100 км над Землей — ощутят невесомость в течение 3-5 минут во время полета в космическом пространстве, после чего, проходя в клубке огня через атмосферу, приземлятся», — уточнила она.
Опасности и препятствия
В настоящее время полет на российском космическом корабле — единственный способ попасть в космос. И хотя время, которое космический турист проводит в космосе, составляет немногим больше недели, все же полет в космос сопряжен с рядом трудностей. Вот лишь некоторые из них.
Первым препятствием для полета на МКС в российском корабле является ограниченное количество мест, особенно в ситуации, когда НАСА приостановило полеты шаттла. Роскосмос рассчитывает, что с конца 2009 года на МКС начнут летать экипажи по 6 человек, и на станцию можно будет посылать не двоих, а четверых космических туристов в год. Такое мнение высказал начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов в интервью японской газете «Асахи».
Второе препятствие — цена. Стоимость места в космическом корабле составляет более 20 миллионов долларов США (11,5 миллиона фунтов).
Третья сложность — продолжительный период подготовки: для недельного полета он составляет как минимум шесть месяцев в Звездном городке, российском центре подготовки космонавтов под Москвой.
Четвертое препятствие связано с физической формой кандидата и медицинскими требованиями, которым он должен соответствовать, а также дискомфортом, испытываемым человеком во время космического полета. Глава РКК «Энергия» Николай Севастьянов считает необходимым уже в ближайшем будущем снизить требования, предъявляемые к здоровью претендентов на космические полеты.
Опасности, составляющие неотъемлемую часть космического полета, являются пятым препятствием.
***