Вчера выяснилось, что свой первый рейс новая авиакомпания «Башкортостан» осуществила, не имея лицензии. Чтобы не срывать запланированный на минувший понедельник рейс из Уфы в Москву, провожать который приехало все руководство республики, было решено воспользоваться лицензией «ВИМ-авиа», предоставившей Boeing-757-200 «Башкортостану».

Муртаза Рахимов (на переднем плане) запустил в небо новую авиакомпанию

Фото: АНДРЕЯ СТАРОСТИНА

В минувший понедельник в распоряжение новой башкирской авиакомпании «Башкортостан» поступил первый пассажирский самолет — Boeing-757-200, прежним владельцем которого была компания «ВИМ-авиа». После презентации, в которой приняли участие практически все первые лица республики во главе с президентом Башкирии Муртазой Рахимовым, самолет, перекрашенный в зеленый фирменный цвет «Башкортостана», совершил пробный рейс из Уфы в Москву.

Предполагалось, что этим символическим рейсом башкирская авиакомпания отметит начало своей работы. Однако, как стало известно „Ъ“, первый рейс под флагом «Башкортостана» самолет совершил по лицензии своего бывшего владельца.

Как пояснил „Ъ“ источник в правительстве Башкирии, у местной авиакомпании, зарегистрированной в сентябре 2005 года, до сих пор отсутствует лицензия на совершение полетов (ранее руководство «Башкортостана» заявляло о намерении начать регулярные полеты до конца прошлого года — „Ъ“). «Мы надеемся, что через две-три недели Росавиация выдаст „Башкортостану“ лицензию, а пока самолет будет совершать рейсы по лицензии „ВИМ-авиа“», — сказал „Ъ“ чиновник, добавив, что в полную силу компания заработает к началу 2007 года. По его словам, к этому времени авиакомпания должна будет осуществлять рейсы по всем востребованным маршрутам из Уфы, в том числе и за границу.

Создание АК «Башкортостан», как ранее сообщали „Ъ“ в правительстве РБ, было вызвано тем, что руководство Башкирии «потеряло надежду на скорейший вывод другой республиканской авиакомпании — ОАО „Башкирские авиалинии“ (БАЛ, находится в федеральной собственности) из глубокого экономического кризиса». «С большими долгами (по состоянию на конец 2005 года долги авиакомпании составляли около 72 млн рублей — „Ъ“) невозможно закупать новые самолеты для компании, и это обстоятельство обязательно отразится на безопасности полетов», — заявили „Ъ“ в правительстве Башкирии.

Учредителями ООО «Башкортостан» выступили основной владелец «ВИМ-авиа» Рашид Мурсекаев (чуть менее 75% УК) и Минимущества РБ. Как сообщили партнеры после подписания учредительных документов, они намерены инвестировать в авиакомпанию «сотни миллионов рублей», причем большая часть из них будет предоставлена Рашидом Мурсекаевым в виде б/у самолетов, закупленных в 2004 году на условиях лизинга. Предполагается, что со временем ООО перерегистрируют в ОАО, 25% акций которого получит правительство Башкирии.


Ъ ООО «Авиакомпания „ВИМ-авиа“» образовано в 2002 году. 75% доли в ООО, по неофициальным данным, принадлежит предпринимателю Рашиду Мурсекаеву. С 2004 года эксплуатирует парк из 12 самолетов Boeing-757-200 и специализируется в основном на международных чартерных перевозках. За 6 месяцев 2005 года перевезено 686,6 тыс. пассажиров (6-е место по объемам перевозок среди российских авиакомпаний).


Как сообщил ответственный за развитие авиакомпании «Башкортостан» вице-президент «ВИМ-авиа» Сергей Белоусов, до конца этого года башкирская компания получит в свое распоряжение еще 2 Boeing. Предполагается, что к 2007 году в составе «Башкортостана» будут эксплуатироваться 11 воздушных судов. По информации „Ъ“, в их числе будет 4 Boeing-757-200 (ранее сообщалось о 8 Boeing), столько же иностранных самолетов вместимостью не более 90 человек и 3 Ту-154М.

Руководство «Башкирских авиалиний» весьма сдержанно отреагировало на первый рейс конкурента. Как сообщили „Ъ“ в авиакомпании, «пока трудно говорить о перераспределении рынка авиаперевозок», указав на отсутствие у «Башкортостана» собственной лицензии на совершение полетов и постоянный перенос сроков начала системных полетов из Уфы. В руководстве БАЛ считают, что главную угрозу для них представляют активные усилия конкурентов по «переманиванию» сотрудников авиакомпании, в том числе и из «главного кадрового актива — летчиков». Как ранее сообщал „Ъ“, ряд бывших летчиков БАЛ уже проходит в зарубежных центрах переобучение для эксплуатации самолетов западного производства. Как сообщили „Ъ“ в руководстве БАЛ, авиакомпания сейчас эксплуатирует 4 Ту-154, но «в скором времени после ремонта на рейсы поступит пятый самолет». Напомним, что ранее глава профсоюзного комитета летного состава БАЛ Олег Приходько сообщил „Ъ“, что до 2007 года из федерального бюджета БАЛ будет выделено около 618 млн рублей для приобретения двух отечественных среднемагистральных самолетов типа Ту-204/214, «которые позволят авиакомпании вернуться на европейский рынок авиаперевозок».

ИЛЬШАТ ГАЙНУЛЛИН, Уфа

КАЗАНЬ    №64 от 12.04.2006, СР

КОММЕРСАНТЪ — ВОЛГА-УРАЛ

***