Спустя две недели с момента официального открытия в России своего представительства компания Google объявила о создании в Москве Центра разработок и исследований (R&D). Центр будет заниматься производством программных продуктов, а также адаптировать уже существующие сервисы под местную аудиторию.

Некоторые участники рынка уверены, что Google пришел в Москву с единственной целью — занять место главного на сегодня игрока российского рынка интернет-рекламы компании «Яндекс».

Впервые о планах Google заняться разработкой ПО в России стало известно еще в августе прошлого года. О намерениях Google тогда заявил заместитель министра информационных технологий и связи Дмитрий Милованцев. С его слов, компания рассматривала вариант создания в Петербурге офшорного центра разработки ПО на 3 тыс. рабочих мест в рамках программы Мининформсвязи по созданию технопарков. В самом Google официально подтверждать эту информацию не стали.

И вот вчера Google объявил о создании центра R&D — но уже в Москве. «Мы планируем открыть в столице Центр разработок и исследований до конца 2006 года,- говорят в Google.- Он является частью инвестпрограммы Google в европейский рынок». Руководителем центра назначен кандидат физико-математических наук Сергей Бурков, известный на рынке как создатель двух стартапов — Bilbo Innovations и Invincible Data Systems. Как сообщили «Бизнесу» в Google, Сергей Бурков будет подчиняться американскому офису Google, но непосредственно работать с главой российского представительства Владимиром Долговым. Количество рабочих мест и размер инвестиций в российском представительстве Google сообщить отказались. «Оценить вложения в создание такого центра достаточно сложно, ведь до сих пор планы Google весьма непрозрачны,- говорит эксперт ИК «Финам» Сергей Харченко.- Но если исходить из опыта выхода Google в другие страны (покупка офиса, обучение персонала и т. д.), речь может идти о суммах от $5 млн».

Российские производители ПО опасаются, что, выйдя на рынок, конкурент переманит к себе лучших программистов.

«Приход Google местным компаниям не на руку,- признается председатель совета директоров компании VDI Анатолий Гавердовский.- Это будет своего рода киллер на кадровом рынке, который переманит к себеспециалистов, предложив им зарплату в $3-4 тыс.». Похожая ситуация была в Петербурге, где в последние годы открывались центры разработки крупных западных компаний — Alcatel, Borland, Sun Microsystems. «Это привело к некоторому «перегреву» на кадровом рынке,- соглашается директор по корпоративным коммуникациям компании «Рексофт» Светлана Вронская.- Возможно, именно поэтому Google выбрал в качестве расположения нового центра Москву». Гавердовский в свою очередь уверен, что Google пришел в столицу с одной целью — «убрать с рынка «Яндекс»», своего основного местного конкурента. «Это единственное, чем можно объяснить открытие центра R&D в таком дорогом месте, как Москва,- поясняет он.— Остальные производители ПО сейчас, наоборот, бегут отсюда».

В самом «Яндексе» комментировать планы Google по завоеванию Рунета не стали. Тем не менее аналитики считают шансы Google серьезными. Аналитик J»son & Partners Сергей Горбунцов полагает, что в течение двух-трех лет Google сможет занять до 10% российского рынка интернет-рекламы. В Mail.ru считают, что амбиции Google идут гораздо дальше 10%. «На данный момент у Google уже есть 6% поисковых запросов россиян,- говорит гендиректор Mail.ru Дмитрий Гришин.- Чтобы получить еще кусочек рынка, им надо либо немного вырастить свой поиск, либо развить здесь партнерскую сеть».

«Два года — достаточно большой срок для такого динамичного сектора, как интернет-реклама,- успокаивает генеральный директор «Рамблера» Денис Калинин.- И отечественные интернет-технологии рекламного рынка точно не будут стоять на месте».

АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА

№ 63 (268) от 11 апреля

Бизнес

*