Статистика, как любая другая наука, развивается. И сегодня становится все более очевидной важность тендерной статистики, которая отражает данные о положении мужчин и женщин. Это важно потому, что, находясь в одних и тех же социально-экономических условиях, мужчины и женщины имеют разные потребности и возможности, сталкиваются с разного рода проблемами.

Понятие «гендер» истолковы­вается с социальной точки зрения и представляет собой социальные взаимоотношения между мужчина­ми и женщинами. Тендерная ста­тистика способствует осуществле­нию перемен, разрушает стерео­типы и содействует лучшему по­ниманию фактического положения в обществе женщин и мужчин.

Вне зависимости от уровня развития той или иной террито­рии и существующей социально-экономической системы еще не достигнуто равенство между муж­чинами и женщинами. Принцип равноправия и равных возможно­стей закреплен ст. 13 Конститу­ции РФ. К сожалению, это поло­жение не подкреплено практикой: сегодня неравенство проявляется и в занятости мужчин и женщин, и в уровне оплаты их труда, и в доступе к образовательным услу­гам, и в управлении делами госу­дарства.

Таким образом, дифференци­рованный характер проявляется в тех областях, которые оказывают непосредственное факторное вли­яние на формирование уровня жиз­ни населения: демографическое развитие, состояние рынка труда, ситуация в области образования. Рассмотрим каждый из факторов подробнее.

Половая структура населения лежит в основе всех демографи­ческих процессов и оказывает не­посредственное влияние на уро­вень рождаемости, смертности и брачности.

Для Самары, как в целом для Самарской области и России, ха­рактерна диспропорция полов. Численность мужчин по состоянию на начало 2005 года составила 518,2 тыс. человек, или 45% от общей численности населения го­рода, женщин — 633,5 тыс. чело­век, или 55%. В 2004 году на 1000 мужчин приходилось 1222 женщины.

Наиболее негативные соци­альные последствия тендерная диспропорция имеет в группах на­селения репродуктивного (дето­родного) возраста, особенно в мо­лодежной среде, где наиболее ве­роятно создание семей. В возрас­те 16-39 лет мужчин на 4,7 тыс., или на 2% меньше, чем женщин. На 1000 женщин этого возраста приходится 979 мужчин, т.е. нали­цо некий дефицит молодых муж­чин — потенциальных женихов.

Но ежегодно в городе рож­дается больше мальчиков, чем девочек. Это численное пре­имущество мужчин сохраняется до 24 лет. Далее, с увеличением воз­раста, женщин становится больше и больше. Основная причина этого -высокая преждевременная смерт­ность мужчин. Наиболее ярко дис­пропорция полов проявляется в нерабочем возрасте (65 лет и стар­ше). На 1000 мужчин приходилось в 2004 году 2515 женщин.

На чисто биологические разли­чия в жизнеспособности мужчин и женщин наслаивается воздействие социально-экономических условий жизни, реакция на которые мужс­кого и женского организма раз­лична с точки зрения возможности преодоления их отрицательного влияния в различных возрастных периодах. В результате имеются различия в смертности по полу и возрасту: на 100 умерших в 2004 году приходилось 55% муж­чин и 45% женщин.

Основная причина смертнос­ти как у мужчин, так и у женщин -от болезней системы кровообра­щения, кроме этого, мужчины чаще умирают от несчастных случаев, отравлений и травм, женщины -от новообразований.

Сложившийся уровень смерт­ности мужчин и женщин стал результатом того, что разрыв в про­должительности жизни противопо­ложных полов по данным 2004 года составил 14 лет (мужчины жи­вут в среднем 59 лет, женщины -73 года).

Мужчины и женщины харак­теризуются разным уровнем старения. Так, по шкале демо­графического старения Э. Россета «сильный пол» находится на начальном уровне демографичес­кой старости, а уровень демогра­фической старости у «слабого пола» характеризуется как очень высокий.

Отличает мужчин от женщин и величина среднего возраста. Так, средний возраст женщин на 5 лет выше, чем мужчин, и составляет (по состоянию на начало 2004 года) 42 года против 36 лет.

Немало интересных отличий и особенностей демографического и социального развития мужчин и женщин показала нам Всерос­сийская перепись населения 2002 года.

По состоянию в браке удель­ный вес женщин и мужчин распре­делился соответственно — 50,3% и 49,7% к общему числу состоя­щих в браке. Следует отметить, что мужское население активнее заключает браки. На 1000 мужчин приходилось 617 женатых, на 1000 женщин — 491 замужних. Из числа никогда не состоявших в бра­ке соотношение женщин и мужчин практически одинаковое — 48,1% и 51,8%. В категории «вдовые» чис­ленность женского населения в 6 раз превышала мужское население. В группировке «разошедшиеся» жен­щины составляли 68%, мужчины -33%. Любопытно отметить, что в бракоразводный процесс активнее включались женщины — на 1000 жен­щин приходилось 130 разведенных и на 1000 мужчин приходилось 79 разведенных.

Переписью населения были учтены люди, ведущие самосто­ятельное хозяйство, т.е. являю­щиеся одиночками. В домохозяйствах, состоящих из 1 человека, преобладали женщины — 66,5 тыс. человек (в возрасте 16 лет и старше), их 69%.

Любопытно отметить, что на 1000 одиноких мужчин в трудо­способном возрасте, ведущих са­мостоятельное хозяйство, прихо­дилось 1090 одиноких женщин. В возрасте старше трудоспособно­го на 1000 мужчин приходилось 5098 одиноких женщин.

В тендерном аспекте особое внимание хотелось бы обратить на такой факт, что в последние годы стирается разница в образователь­ном уровне мужчин и женщин. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, на 1000 на­селения в возрасте 15 лет и стар­ше приходилось 235 мужчин и столько же женщин с высшим об­разованием. За межпереписной период (с 1989 по 2002 год) уве­личилась доля женщин, имеющих высшее образование, в 1,5 раза и мужчин — в 1,4 раза.

При переписи населения 2002 года были получены данные об уровне образования занято­го населения в возрасте 15 лет и старше. Так, 47% занятого насе­ления города имели высшее (включая послевузовское) и среднее профессиональное образование. При этом более высокий образо­вательный уровень среди занято­го населения перепись зафикси­ровала у женщин (51% против 44% у мужчин).

По уровню образования жен­щины Самары не уступают мужчи­нам. Хорошее образование и высокая квалификация дают возмож­ность женщинам занимать посты, которые раньше предоставлялись только мужчинам — в деловой сфе­ре, финансовых структурах, в уп­равлении.

Ситуация на рынке труда сегодня жестко предопределяется состоянием экономики, которая на сегодняшний день не способна удовлетворить предложение рабо­чей силы.

Совокупная трудовая дея­тельность женщин — занятость на производстве, ведение домаш­него хозяйства, воспитание детей — намного превышает деятельность мужчин. Однако ситуация с заня­тостью в тендерном аспекте скла­дывается не в пользу женского на­селения из-за низкой экономичес­кой активности последнего.

По данным 2004 года, на 100 человек экономически актив­ного населения в городской мес­тности приходится 62 женщины и 75 мужчин, среди трудоспособно­го населения уровень экономичес­кой активности женщин составля­ет 77%, мужчин — 83%.

Характеризуя занятое населе­ние по статусу занятости, сле­дует отметить, что среди мужско­го и женского населения по источ­никам средств существования на­блюдались некоторые различия. Так, на доход от трудовой дея­тельности живут 54% мужчин и 44% женщин, на пенсию по старости — 16% мужчин и 28% женщин. Сре­ди пенсионеров — инвалидов муж­чин больше (3,6% в общей чис­ленности населения) против 2,8% женщин, получающих пенсию по инвалидности. Интересна статис­тика в отношении других источни­ков существования: среди лиц, на­ходящихся на иждивении, больше мужчин (55%), живущих на посо­бия, включая пособие по безрабо­тице, и на доход от сдачи внаем или в аренду имущества больше женщин (57 и 58% соответствен­но).

В вопросах охраны труда со­храняется численный перевес муж­чин, работающих во вредных и опасных условиях труда.

В рамках тендерной статисти­ки актуален вопрос безработицы, который ставит ряд проблем пе­ред женщинами и мужчинами, в их числе — кому сложнее выдержать конкуренцию на рынке труда и по­чему безработица является пре­имущественно женской пробле­мой. На конец 2005 года в службе занятости города в качестве офи­циально зарегистрированных безработных на учете состояли 3,7 тыс. человек, из них 2,8 тыс. -женщины, т.е. на 100 безработных приходилось 75 женщин и 25 муж­чин.

Анализ обстоятельств незаня­тости состоящих на учете безра­ботных показал, что 78% женщин и 22% мужчин были уволены по собственному желанию и в связи с высвобождением, не смогли ус­троиться после окончания выс­ших и средних учебных заведе­ний — 86% женщин и 14% муж­чин.

Говорить о том, что происхо­дит широкомасштабное вытесне­ние женщин из сферы оплачивае­мой занятости, нельзя. Следует от­метить, что в результате рыноч­ных преобразований расширились возможности оплачиваемой заня­тости для женщин, связанные, прежде всего, с быстрым разви­тием таких видов деятельности, как гостиничное хозяйство, туризм, общественное питание, розничная торговля, социальное обслужива­ние. Стали разнообразнее формы занятости, появились и расшири­лись такие альтернативные воз­можности, как самозанятость и создание малых предприятий, в том числе в неформальном секто­ре.

Отраслевая и профессиональ­ная дифференциация между муж­чинами и женщинами значительно влияет на разницу в уровне зара­ботной платы. Общемировая прак­тика свидетельствует, что женщи­ны концентрируются в менее до­ходных отраслях. Как правило, вы­сокий уровень оплаты труда в от­расли приводит к увеличению в ней занятости мужчин и, соответ­ственно, к вытеснению женщин в те сферы деятельности, где опла­та ниже.

Таким образом, можно выявить следующие особенности в демог­рафическом и социальном разви­тии мужчин и женщин:

— УРОВЕНЬ СМЕРТНОСТИ муж­чин выше, чем у женщин. В моло­дых и рабочих возрастах мужчины намного чаще, чем женщины, ста­новятся жертвами травм и несчас­тных случаев;

— МУЖЧИНЫ чаще вступают в брак в более старших возрастах, в отличие от женщин;

— СРЕДИ мужского населения выше доля состоящих в незареги­стрированных браках;

— ПРЕВЫШЕНИЕ доли женщин, имеющих высшее образование, по сравнению с мужчинами;

— ЧИСЛЕННОСТЬ одиноких мужчин в возрасте старше 16 лет меньше численности одиноких женщин, ведущих самостоятельное хозяйство;

— В СВЯЗИ с тем что роль муж­чины на рынке труда более пози­тивна, неуклонно растет давление на рынок женской рабочей силы, ее конкурентоспособность.

«Волжская заря» № 36 (10324) от 11.04.2006

*