Зачистку «АвтоВАЗа» можно считать завершенной. На минувшей неделе управляющая заводом компания «Рособоронэкспорт» (РОЭ) отказалась от услуг представителей Министерства внутренних дел. Командированный на завод руководитель аппарата МВД Василий Тилинин сложил с себя обязанности советника президента «АвтоВАЗа» по безопасности.

Смена власти на заводе ознаменовалась диктатурой правоохранительных структур. С конца прошлого года сотрудников службы безопасности в административном здании завода было едва ли не больше, чем самих специалистов управления. Как позднее выяснилось, вневедомственную охрану вербовали не только в Тольятти и Самаре, но и в близлежащих регионах. Новый менеджмент объяснял усиление охраны намерениями «вытеснить криминал с предприятия».

Следственная группа, созданная после назначения на должность предыдущего директора по безопасности «АвтоВАЗа» АлександраАгафонова, действительно выявила хищения на сумму около 450 млн. рублей, что дало повод возбудить более 50 уголовных дел. Однако во второй половине января фактическое управление службой охраны перешло кВасилию Тилинину, официально зачисленному в советники главы «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова. На эту должность, как поясняли представители завода, Тилинин заступил «на общественных началах».

В отличие от руководства предприятия наблюдатели сразу же связали новые назначения со стремлением «Рособоронэкспорта» перевести компанию под собственное управление без лишних эксцессов. В середине марта этот процесс закончился утверждением представителей РОЭ главами советов директоров двух крупнейших акционеров «АвтоВАЗа» — ОАО «Автомобильный всероссийский альянс» (AVVA) и ЗАО «Центральное отделение Автомобильной финансовой корпорации» (соответственно 30,43 и 20,29% в уставном капитале завода). «АвтоВАЗ» сам имел доли в обеих компаниях (в AVVA – около 86%), для полного контроля над заводом требовалась лишь смена власти в «дочках».

Параллельно «Рособоронэкспорт» подстраивал «под себя» систему поставок комплектующих и сбыта автомобилей. С апреля завод отказался от услуг компании «Соло», обеспечивавшей его компонентами. Причем вопреки условиям контракта «АвтоВАЗ» вышел из него без неустойки в 14 млрд. рублей. Контролирующая «Соло» группа компаний «СОК» сама отказалась от претензий к «АвтоВАЗу», окончательно потеряв влияние на завод. Месяцем раньше директором московского представительства «АвтоВАЗа» был назначен Юрий Артяков — младший брат председателя совета директоров завода. В числе прочего ему поручено развивать сбытовую сеть столичного региона.

«Фактически, — отмечает аналитик Центра экспертных программ Всероссийской организации качества Ефим Добринский, — «Рособоронэкспорт» удовлетворил все свои амбиции на «АвтоВАЗе», поэтому правоохранительные силы ему больше не требуются».

Газета.gzt.ru

*