Все включены. В России отсутствует система инклюзивного образования для малолетних инвалидов
Проблеме доступности полноценного обучения детей с ограниченными возможностями было посвящено проходившее в Москве заседание Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО). Открывая его, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов привел данные, согласно которым около 5% детей в нашей стране — инвалиды по физическому или умственному развитию. И они не имеют полноценного доступа к нормальной школьной жизни в обычных учебных заведениях.
Участники заседания РОСРО говорили о том, что такую возможность дает система инклюзивного, т.е. включенного образования. Она опробована во многих странах и доказала свою эффективность. Эта система предполагает совместное обучение и внешкольное общение таких детей с обычными сверстниками, но практически отсутствует в России.
Сотрудница региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Юлия Симонова рассказала, как в пятом классе после серьезной травмы она оказалась прикованной к инвалидной коляске и ее общение со сверстниками практически прервалось, невозможно было продолжать обучение в своей школе, где нет лифтов, специально оборудованных туалетов и парт для детей-инвалидов и т.д. Несколько лет она училась дома, а в 11-м классе смогла продолжить образование в США. Там в обычной школе были и лифты, и многое другое, что необходимо детям-инвалидам, прежняя стесненность уступила место нормальному общению с одноклассниками.
Председатель Комитета по правам человека при президенте РФ Элла Памфилова отметила, что проблему инклюзивного образования Россия пытается сейчас решать вместе с другими государствами — членами «большой восьмерки». Вообще проблема доступа к образованию — по социальным либо иным мотивам — имеет глобальный характер. Как рассказал на заседании главный специалист по образованию ЮНЕСКО Дендев Бадарч, почти 100 млн детей во всем мире не имеют возможности посещать школы. И к сожалению, немалую часть этих ребят составляют российские дети-инвалиды.
Воспользоваться лучшим из советской системы образования призвал заместитель председателя думского комитета по образованию и науке Олег Смолин. Он привел в пример школу для незрячих, в которой учился сам. Четыре человека из его класса смогли затем продолжить обучение в вузах. По мнению Смолина, необходимо сделать так, чтобы уже в ближайшем будущем у россиян, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, был выбор: отдать ребенка либо в специальную, коррекционную школу, либо в обычную, дающую возможность инклюзивного обучения. По словам депутата, сейчас рабочая группа готовит законопроект, который призван более эффективно обеспечить право детей-инвалидов на образование.
Петр СЕРГЕЕВ
Время новостей
N°61
10 апреля 2006
*