Новости Голливуда: «Ты ведешь»
Ну до чего же хорошо экранный сердцеед Антонио Бандерас смотрится во фраке, в хорошо пошитых костюмах и при галстуке! В новом фильме «Ты ведешь» (Take the Lead) он играет реального человека – инструктора бальных танцев из Нью-Йорка Пьера Дюлейна.
Но кино, конечно, не вполне реальность. И перед нами не документальный фильм о том, как реальный Дюлейн внедрил в опасные школы Нью-Йорка бальные танцы как классную дисциплину, способствующую дисциплине поведенческой. Об этом был раньше сделан документальный фильм, и прошел он с большим успехом. Дайан Хьюстон написала на основе этой истории сценарий художественного фильма, а поставила картину режиссер-дебютант Лиз Фридландер.
Она не новичок в музыкальном жанре: в ее активе немало музыкальных видеоклипов с ведущими рок-группами. Этот опыт пригодился для ее дебюта. Все, что связано с музыкой и танцем, в картине живет и дышит. И явная увлеченность Фридландер материалом трансформируется в ощутимую внутреннюю энергию фильма.
Мьюзиклом в стиле знаменитой «Славы» фильм не назовешь. Скорее это музыкальная драма, где музыкальная часть более адекватна, чем драматическая.
Но давайте по порядку.
Если реальный Дюлейн принес бальные танцы школьникам младших классов, то для большего коммерческого охвата героями картины стали старшеклассники, наказываемые удалением в подвал спортзала за прогулы и нарушения дисциплины. Увидев, как один из таких «школьничков» (Роб Браун) разбивает бейсбольной битой лобовое стекло автомобиля директора школы (Алфри Вудард), Дюлейн-Бандерас решает внести свою лепту в борьбу с уличной преступностью.
Под влиянием момента он приходит в школу и предлагает свои услуги директрисе. Та, как полагается по любому курсу азов сценарного дела, встречает идею в штыки. Но потом, поддавшись настойчивости Бандераса (а какая женщина перед ним устоит!), но не без тайного злорадства замученного борьбой с американским образованием педагога, она отправляет Дюлейна в подвал, к малолетним жертвам семейных неурядиц, уличных банд и прочих напастей, объясняемых нашими либералами пороками социальной системы.
(А по мне – это просто осатаневшие от полной безответственности типовые американские подростки, с поправкой на расовое разнообразие. Это разнообразие – тоже своего рода новый штамп в кино. Даже если «расовая радуга» и типична для Нью-Йорка, то зачем так скрупулезно выпячивать расовые и этнические особенности и использовать все клише о них? Но это так, к слову.)
Поскольку в центре внимания такой привлекательный зрительно объект как Антонио Бандерас, фильму прощаешь его аптекарскую взвешенность. Тем более что Бандерас играет по-европейски выверенно и при этом достаточно интуитивно.
Итак, наслушавшись рэпа, которым его пытаются отпугнуть эти школьные «отбросы», Дюлейн приводит в «класс» профессиональную танцовщицу Морган из своей Академии танца (феноменальная в движении и очаровательная внешне Катя Виршилас, наша соотечественница). Учитель и его модель танцуют такое чувственное танго, что оголтелые двоечники и хулиганы немедленно проникаются желанием приобщиться к такому невиданному ими доселе эротизму. Начинается взаимопроникновение вечного танго и преходящего рэпа и прочей какофонии.
Почти с самого начала картины не вызывает сомнения, что выученики Дюлейна будут участвовать в финальных состязаниях и станцуют лучше всех. Так и происходит, хотя формально побеждает пара, в которой лидирует Морган. Но эта несколько стервозная девица благородно отдает свой приз ребятам из бедных кварталов. Типичный соцреализм – конфликт хорошего с лучшим.
Но в фильме есть еще один момент, который мне представляется едва ли не более важным, чем бальные танцы. С первых же сцен картины Антонио Бандерас провозглашает приоритет хороших манер. Это очень важно для молодежи, которая и понятия не имеет о том, как прилично одеваться и как одежда влияет на твой социальный облик и соответственно успех. Я недавно был удивлен, увидев в Париже на французском телеканале диктора (!) без галстука, с расстегнутым воротом рубашки. Если уж до законодателей моды такое докатилось, то что нам, заокеанским провинциалам, говорить?! Но Бандерас так носит одежду и себя, что вселяет некоторую надежду на то, что не все еще потеряно и что джинсы наших американских детей-подростков с казацкой мотней переместятся с нижней части нижней части тела на положенный им пояс.
Между прочим, в последнее время мужской галстук стал опять модным. Продажа галстуков увеличилась в несколько раз. А что будет после фильма Бандераса!
Сергей Рахлин
Лос-Анджелес
07.04.2006
***