В обзоре российских газет:

    * Национальные проекты — первые итоги

    * Торговая война между Россией и соседями набирает обороты

    * Российский биолог собирал сведения о своих коллегах

Кто получит землю?

В пятницу в Кремле прошло заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов под председательством Владимира Путина, на котором президент озадачил законодателей выработкой механизма изъятия земель у неэффективных собственников.

Как отмечает корреспондент «Коммерсанта» Андрей Колесников, «речь президента была коротка и носила настолько общий характер, что я из нее понял только одно: национальным проектам — быть».

«Выступление первого вице-премьера Дмитрия Медведева, отвечающего за нацпроекты, было, наоборот, очень предметным», — полагает Колесников.

«С 1 октября 2005 года 90% земельных участков было выделено без проведения земельных аукционов, — заметил во время выступления Медведев. — Большинство выделенных участков не осваиваются, а их собственники просто ждут повышения цен на них».

Президент дождался, пока вице-премьер закончит, и произнес: «Что касается земель, которые раздали без необходимого законного оформления или в обход действующего законодательства. Я хочу попросить наших коллег из Госдумы подумать над тем, как решить вопрос об их изъятии».

Колесников объясняет: «Президент предлагал депутатам проработать механизм изъятия купленной людьми земли при помощи некоего спецзакона, написанного ими именно для этого случая».

По его словам, до сих пор господин Путин не уставал говорить о том, что любая проблема такого рода решается в суде. Но вот выясняется, что есть ситуации, когда можно обойтись и без суда.

«Между тем лидерам фракций, пришедшим на совет, ни на секунду не показалось, что они ослышались, — полагает корреспондент. — Они близко к сердцу приняли слова президента и одобрительными жестами давали ему понять, что проблема назрела и надо ее решить».

«Мы же с вами прекрасно понимаем, — продолжил Путин, — о чем идет речь. Это те самые коррумпированные чиновники и раздали эти земли — в ожидании того, чтобы снять ренту, на которой они сидят».

«А неэффективные собственники — это кто? Это их пособники, — заявил президент. — Поэтому нужно разработать механизм изъятия этих земель, и особенно полученных с нарушением законодательства вообще, и у неэффективных собственников тем более».

«То есть земли, полученные с нарушением законодательства, необходимо изъять особенно, а полученные без нарушения законодательства — просто изъять», — делает вывод Колесников.

Кроме того, на заседании отчитались за ход работ по каждому из четырех нацпроектов министры Алексей Гордеев, Андрей Фурсенко, Владимир Яковлев и Михаил Зурабов. «Назван был и пятый, корпоративный проект национального значения — газификация российских регионов, — замечает газета «Труд». — Стоимость его — 35 млрд. рублей, и проводить его будет Газпром».

Как замечает издание, критика, прозвучавшая вчера в Александровском зале Кремля, вызывает даже некоторый оптимизм. «Потому что вопросы и проблемы появляются только тогда, когда за дело берутся конкретно», — делает вывод газета.

В чем виновато вино?

Спустя восемь дней после введения запрета на ввоз в Россию грузинских и молдавских вин Роспотребнадзор ужесточил санкции к партнерам из ближнего зарубежья. С 5 апреля запрещено поставлять молдавские и грузинские коньяки, а также шампанское. Об этом пишет газета «Труд».

«Возмущенные «алкогольной блокадой» Кишинев и Тбилиси то грозят Москве санкциями, то приглашают российских инспекторов на дегустацию, — замечает издание. — Между тем с прилавков магазинов уже исчезли «Каберне» и «Киндзмараули».

Специалисты столичного управления Роспотребнадзора направили для лабораторных исследований образцы алкоголя, произведенного в том числе в Грузии и Молдавии. Вердикт вынесен: из 191 молдавского образца не соответствовали нормативным требованиям 98, а из 153 грузинских — 86. Среди обнаруженных пестицидов — ДДТ, гептахлор.

«Молдавское правительство обвинения отвергает, — рассказывает «Труд». — Министры уверяют, что все вина имеют сертификаты качества, а для острастки обещают не пустить Россию в ВТО и грозят подать в международный суд иск на главу Роспотребнадзора Геннадия Онищенко».

«Грузины обещают взять в арбитры западных экспертов. А Михаил Саакашвили уже заявил, что запрет на ввоз вина — «атака на культурное наследие Грузии», — продолжает газета.

Между тем молдаване теряют 80% рынка сбыта вин, а грузины — 70%. Глава Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин заявил изданию: если запрет на ввоз вин не отменят, то Молдавия за год потеряет 250 млн. долларов, Грузия — 70 млн. Плюс потери молдаван от утраты российского рынка коньяков и шампанского составят около 90 млн. долларов, а грузины недосчитаются еще около 30 млн.

«Альтернативных рынков сбыта у бывших братьев по Союзу нет, — констатирует «Труд». — Европа предпочитает итальянское вино и французский коньяк. Виноделы с востока хоть в лепешку разобьются, но ЕС свой рынок не сдаст никому. А будут ли пить молдавские и грузинские коньяки и вина китайцы и монголы — это большой вопрос».

Однако Роспотребнадзор попутно подставил и российский бизнес, — заявляет газета. Прямые убытки фирм, которые завозили вина и коньяки из Молдавии и Грузии, уже оцениваются в 1 млрд. долларов.

По словам издания, и российским потребителям можно посочувствовать. Грузинские и молдавские виноградные вина, а также наши, изготовленные из их сырья, занимали 70-80% российского рынка, а коньяки — до 40%. Найти им альтернативу непросто. Можно больше закупать вин в Латинской Америке, Болгарии, Венгрии, но там они значительно дороже.

«Странное совпадение: как только обостряются политические отношения с соседями, так либо Россельхознадзор, либо Роспотребнадзор вводят торговые санкции. Это уже было в отношении овощей, фруктов, мяса, теперь — вин», — констатирует «Труд».

Шведы одумались

Российский биолог Андрей Замятнин, арестованный в Швеции по подозрению в шпионаже, был освобожден в пятницу из-под стражи. Шведские власти так и не смогли найти доказательства вины россиянина. Об этом рассказывает «Российская газета».

По мнению издания, дело Замятнина с самого начала выглядело несколько странным. Ученый, работавший в лаборатории генетики сельскохозяйственного университета в Уппсале, 15 февраля 2006 года был арестован и помещен в следственный изолятор Кронеберг. Поводом для этого послужили подозрения шведов в том, что россиянин замешан в шпионаже.

При этом местные власти не сообщали, в пользу какой страны Замятнин якобы вел разведывательную деятельность и какие государственные или военные секреты она затрагивала, — пишет газета.

Однако шведской прокуратуре никак не удавалось представить суду конкретные доказательства вины биолога, в связи с чем она неоднократно обращалась с просьбой оставить Замятнина под стражей, — объясняет издание.

Срок пребывания биолога в изоляторе неоднократно продлевался. Ученому предстояло находиться в тюрьме до 12 апреля, однако в пятницу россиянина выпустили на свободу. Только после освобождения Замятнина шведская прокуратура рассказала, что послужило причиной его задержания.

«Российская газета» со ссылкой на прокурора Томаса Линдстранда пишет о том, «россиянин якобы добыл и передал российскому посольству в Стокгольме существенный объем информации относительно исследований, которые проводились в Шведском университете сельскохозяйственных наук, и получил за эту информацию деньги».

Тем не менее Линдстранд признала: сведения, добытые ученым, не относились к категории коммерческой тайны, а их передача не нанесла ущерба национальной безопасности Швеции.

Между тем, как отмечает «Коммерсант», «следствие установило, что россиянин собирал сведения о своих коллегах, однако не усмотрело в его действиях состава преступления».

«По всей видимости, — выдвигает предположение газета, — в компьютере господина Замятнина хранилась только рабочая информация о научных изысканиях в той же области, что и его собственные, а также о тех ученых, которые изучают близкие ему проблемы».

Обзор подготовила Ольга Лесникова, Служба мониторинга Би-би-си

суббота, 08 апреля 2006 г., 04:07 GMT 08:07 MCK

Би-би-си

*