В Госдуме обсуждают законопроект, вносящий поправки в 12-ю, «автомобильную», главу административного кодекса России.

Документ, подготовленный депутатами «Единой России» с подачи ГИБДД, уже рекомендован к первому чтению. Поправки были внесены в Госдуму 6 февраля четырьмя депутатами-«единороссами» — Александром Москальцом, Владимиром Плигиным, Александром Харитоновым и Александром Стрельниковым.

Эту главу административного кодекса ждут значительные изменения. Во-первых – серьезно (почти в 10 раз) увеличиваются штрафы и ужесточаются меры наказания за нарушение правил дорожного движения. Так, за не пройденный техосмотр, по действующему КоАП, предусматривается штраф в 50 рублей, а по новому – 500. Проезд на запрещающий сигнал светофора будет караться 1000-1500 рублями, а также лишением прав на 1 — 1,5 года. Езда по тротуарам обойдется в 1000 рублей и год лишения прав. Штраф за не пристегнутый ремень безопасности увеличивается в с 50 рублей в 10 раз, а за систематическое нарушения ПДД водители рискуют оказаться под арестом на срок в 15 суток и лишиться прав на 2 года. Новые Известия опубликовали сводную таблицу старой и новой системы.

Кроме этого, законопроект предусматривает «новую» старую систему начисления баллов за провинности. Такая система уже существовала в советское время и сейчас «единороссы» предложили вернуться к ней – в случае совершения трех и более нарушений водитель получает определенное количество баллов, а когда сумма их достигает 10, он лишается прав на 2 года. Например, сразу восемь баллов можно получить за вождение машины без прав и в нетрезвом виде.

Еще около года назад специальным федеральным законом в ранг особо опасных нарушений было возведено управление автомобилем в состоянии опьянения, а кара за такой проступок усилена до лишения водительских прав сроком от полутора до двух лет. Теперь же водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и не имеющих права управления транспортным средством, либо лишенных такого права, будут сажать под арест на срок до 15 суток, пишет Интернет-издание Autonews.ru.

Увеличение штрафов в общем депутаты одобрили. С другой стороны, российские юристы довольно жестко критикуют предлагаемые нововведения. Они считают, что документ грубо нарушает Конституцию страны. В частности, ставят под угрозу презумпцию невиновности. Один из российских адвокатов по поводу рассматриваемого законопроекта даже предположил, что в случае принятия подобного документа «на дороги России выходит 37-й год». Основное, что не принимают правозащитники – наказание владельца, а не водителя автомобиля, совершившего правонарушение. Учитывая тот факт, что около трети автопарка страны управляется сегодня по различным доверенностям, а продажа автомобилей по доверенности — наиболее оперативный способ их сбыта, это нововведение требует, по меньшей мере, заблаговременной разъяснительной работы. «Владельцы автомобилей попросту должны иметь время переоформить свои отношения с теми, кто фактически управляет автомобилем», — говорит Виктор Похмелкин, лидер движения автомобилистов России. Он считает, что прежде чем вводить такие поправки, нужно оснастить дороги камерами и объяснить водителям необратимость наказания путем демонстрации того, что нарушение и номер совершающего его автомобиля были четко зафиксированы. «У ГАИ же сегодня попросту мало техники для фиксации совершаемых на дорогах правонарушений. К тому же нет никаких дополнительных гарантий истинности тех или иных материалов, предлагаемых сотрудником ГИБДД к рассмотрению в качестве улики», — сказал Похмелкин в беседе с Autonews.ru.

Эксперты считают, что ужесточение ПДД не решает проблему. На состояние дорожного движения больше влияют качество дорожного покрытия, освещенность, погодные условия и эмоциональное состояние водителей.

Рациональное зерно нынешних поправок экспертами видится лишь в повышении ответственности за грубые правонарушения — правозащитники признают, что санкции за них сегодня крайне не существенны. «По сути дела Владимир Плигин сотоварищи стали на сторону ГИБДД, предлагая расширить полномочия инспекторов последней и усиливая коррупцию на дорогах. С учетом того, что автомобильное сообщество научилось отстаивать свои интересы, мне кажется, что эти изменения не пройдут», — считает Виктор Похмелкин, добавляя, что сегодня одним из серьезнейших коррупционных рычагов является система протоколирования нарушений, когда нежелающий тратить время на бюрократические проволочки время, но признающий при этом свою вину водитель готов искупить ее на месте. От идеи оплаты штрафов вне зависимости от их размеров по квитанции (сегодня инспектор может получить на месте до 1 МРОТ штрафов) законодатели почему-то отказались.

С другой стороны, Владимир Плигин дал понять, что судьба законопроекта уже предопределена. «Мы будем руководствоваться интересами обеспечения безопасности на дорогах, – заверил он, – уверен, что в новой редакции законопроект будет рассмотрен в первом чтении». Учитывая, что в парламенте «единороссы» составляют большинство, сомнений в том, каков будет результат, ни у кого не осталось, пишет «Коммерсант».

«В целом участники слушаний согласились с тем, что по целому ряду статей надо усилить санкции, – заявил Владимир Плигин после слушаний. – Мы, возможно, откажемся от повышения штрафов в связи с незначительным нарушением скорости – до 20 км/ч. Кроме того, будет доработана система ответственности собственника транспортного средства – собственник будет отвечать в том случае, если не сможет назвать, кто находился за рулем его машины во время ДТП».

Министерство транспорта заявило о том, что поддерживает законопроект об ужесточении штрафов за нарушение правил дорожного движения (ПДД), особенно в части ответственности за повторность правонарушений. В то же время, замминистра транспорта прозвал водителей к взаимовыручке, объяснив это тем, что когда водители предупреждают друг друга о находящихся на трассе сотрудниках ГИБДД, это позволяет снизить аварийность на достаточно длинном участке дороги, поскольку водители сбрасывают скорость. Он отметил, что в Европе устанавливают специальные знаки, указывающие на то, что ведется контроль скорости.

17:48 | 07/ 04/ 2006

РИА Новости

*